"Петя рисует: сидит банкир, а рядом — семья банкира…"

"…Они не дадут свою подпись за мир, 
Все они против мира!" 


55 лет назад зрелые советские люди активно протестовали против патологических вывертов:
"Бессмыслицу не защитишь!
Творческое объединение молодых писателей и художников (ТОМ) 24 декабря минувшего года открыло свои разделы читателям областной библиотеки имени И. Молчанова-Сибирского. Открывающий встречу Ю. Файбышенко предупредил читателей, что в первом разделе они увидят и услышат писателей, а во втором увидят художников и их работы.
Одиннадцать молодых писателей, один за другим знакомили молодежь (пожилых было очень мало) со своими стихотворениями, рассказами и повестями. В числе их были произведения, которые вызывали у слушателей удовлетворение (стихотворение Г. Пакулова о декабристе Волконском, очерк Е. Суворова "Иван да Марья" и некоторые другие), но большая часть была на низком идейно-художественном уровне. Авторы в этих произведениях не отразили богатый духовный облик современного человека, стремления нашей прекрасной молодежи к созидательному труду.
В произведениях молодых писателей заметно увлечение историей, другими странами, нередко просто пустяками, в них пестрят такие "образы", как феи, автобусные окна, какие-то абстрактные глаза и т. д.
После этого были представлены работы шести художников: портреты Гимова и Воронова, 12 абстракционистских "новаций" Старикова, графика и офорт Протасова и Шипицына, портреты и натюрморты Пинигина. От многих произведений веяло духом абстракционизма.
На вопрос зрителей Старикову, как называются представленные им картины, он неохотно, видя почти в каждом присутствующем ханжу, не понимающего его "творения" назвал:
- Это "Автопортрет", а это "Шепот".
В числе других работ – "Человек с лунами", "Снятие Христа", просто "Христос", "Богоматерь", "Люди в тумане" и другие. Когда кто-то попросил, чтобы он помог разобраться в представленных произведениях, Стариков оказался не в состоянии удовлетворить эту просьбу.
В упомянутых работах, как нельзя лучше выражены патологические выверты, подражание формалистическому искусству буржуазного Запада. Это хорошо поняла основная масса читателей, которая не только недоумевала, но и активно протестовала против лишенной всякого здравого смысла мазни Старикова.
И странно, что ведущий эту встречу Ю. Файбышенко пытался защищать подобные произведения, а другие члены объединения молча соглашались с ним, таким образом разделяя его ошибочное утверждение.
Участники встречи наверняка ушли бы с вечера расстроенными, если бы из числа читателей не выступили со своими стихами два начинающих поэта = студент мединститута Горохов и рабочий из Шелехова – Красиков. Они порадовали всех присутствовавших задушевностью, чистотой и оптимизмом своего творчества. Нам думается, что именно в таком направлении, в каком работают Горохов и Красиков, должны трудиться и все члены объединения молодых. Имя этому направлению – социалистический реализм.
В. Бессараб,
директор областного отделения художественного фонда.
***
Картина или ребус?
Вечер встречи читателей областной библиотеки с молодыми художниками и писателями очень меня взволновал. Придя домой, я долго думала о споре, который разгорелся там, и решила обратиться в редакцию с письмом. Хочу выяснить, что же это все-таки за изобразительное искусство, если без посторонней помощи и объяснения не понять картины?
На вечере были представлены картины молодых художников Иркутска. Общее внимание привлекли картины Сергея Старикова. И не своим художественным смыслом, а тем, что все пытались разгадать, что в них выразил художник? Я подчеркиваю "пытались", потому что они так и не смогли ничего разгадать, пока не попросили самого художника помочь им.
И вот когда художнику задали вопрос: "Что вы хотели выразить в картине "Песня любви"? Он ответил: "Да, черт знает, как это высказать, но в общем, любовь, по-моему, всегда бывает в разных тонах".
Странный ответ. Не менее странно и то, что товарищ, который вел вечер встречи, рьяно хотел вразумить зрителей, что они не сведущи в искусстве.
Если картины, подобные тем, что выставил Стариков, действительно стоит популяризировать, то надо подумать, как научить людей понимать их без дополнительного толкования автора. Но популяризировать такие картины не стоит. Работникам библиотеки и творческому объединению молодых попросту следует быть более требовательными в выборе произведений. Народ никогда не понимал и не поймет мазню абстракционистов. Великая сила искусства социалистического реализма в том именно и состоит, что оно близко и понятно народу, его не нужно комментировать.
Т. Бирюкова,
читательница областной библиотеки".
("Восточно-Сибирская правда", 1963, № 3 (4, январь), с. 2).