"…Что теперь мы забыты судьбой
И что каждый из нас иностранец,
Но навеки друг другу родной…"
Но навеки друг другу родной…"
45 лет назад на советской сцене заново рождались побывавшие в советских семьях зарубежные управленцы:
"Театр
Вера в человека
Накануне юбилея СССР Черемховский драмтеатр вновь обратился к творчеству выдающегося драматурга, поставив пьесу Александра Корнейчука "Память сердца". Спектакль этот смело можно назвать спектаклем о вере в человека.
Молодой режиссер Г. Нестер, поставив "Память сердца" заявил о себе как о думающем и серьезном художнике. Умение прочесть и передать в соответствующей сценической форме мир мыслей и чувств, лежащих за скупыми и удивительно емкими сюжетными фактами пьесы, пониманием значимости и весомости частностей и деталей, благодаря которым мы узнаем очень многое о жизни и героев этого спектакля, и, наконец, умение добиться слаженности всего актерского ансамбля, правдивости, достоверности и убедительности общей
интонации – все это свидетельствует о профессиональной зрелости режиссера.
Казалось, ничто в ситуациях пьесы и спектакля не выходит за рамки обыденного, жизненного, привычного, ничто не требует пристального внимания художника, стремящегося к раскрытию сокровенных, не сразу достигаемых глубин человеческого сердца. А между тем в истории, рассказанной нам драматургом и постановочным коллективом, есть глубина, страстность и убедительность авторских и режиссерских замыслов. История героев этого спектакля –Катерины, Антонио, Галины Романовны и их детей – очень проста и безмерно сложна, как сама жизнь и события, составляющие их личные биографии, неотделима от жизни, прожитой страной.
Весьма интересный образ создала актриса М. Ульянова. Сложен путь, пройденный Катей: война прервала естественное и плавное течение ее жизни и превратила девушку, мечтавшую об удивительной любви, в бойца итальянского Сопротивления, в женщину, познавшую ужасы немецких лагерей, горечь разочарований, утрату дорогих ей иллюзий, родившую полную непримиримость к людским слабостям. Актриса правдиво и убедительно показывает нелегкую женскую судьбу. Есть в этой нелегкости объективные причины, есть обстоятельства иного рода, истоки которых следует искать, обратившись к себе, к собственным поступкам, к собственной жизненной философии. Зритель понимает, верит ей.
В спектакле запоминается образ итальянца Антонио Терачини. Артист Г. Кузьменко нашел ту единственную верную линию поведения своего героя, которая убеждает зрителя в верности, правоте этого человека, перенесшего ужасы фашистского порабощения. После войны, став мэром города, он несколько погряз в мелкобуржуазной стихии. Но, побывав в советской семье, близко познакомившись с ее нравами, обычаями, взглядами на происходящие события, он словно рождается заново. Артист передает чистоту помыслов своего героя, свежесть, искренность его чувств к Катерине Михайловне, сыну Антону, боевым товарищам по Сопротивлению. Жестокие страдания не вытравили, не убили его живой, чуткой души.
Серьезная удача спектакля – образ Антона (артист В. Карабаш). Видеть и поддерживать новое, изобличать старое, отмирающее и помогать скорее от него избавиться другим и самому себе – главная задача, которую поставил перед собой в изображении героя молодой артист. Очень достоверный, словно выхваченный из реальной жизни, Антон убеждает нас каждым своим поступком, каждым словом. Он умен, энергичен, умеет страстно любить и воодушевленно работать. Актер создает характерный образ молодого рабочего наших дней.
К сожалению, в спектакле есть и просчеты. Члены бригады, которой руководит Антон, показаны в спектакле схематично. Во второй картине первого действия бригада собралась в первоклассном киевском ресторане, чтобы "обмыть" свою поездку на стройки Индии. Этот небольшой эпизод не несет никакой смысловой нагрузки. Есть в спектакле и другие погрешности.
В целом же "Память сердца" в Черемховском театре драмы – яркое, запоминающееся зрелище. Большое впечатление оставляет художественное оформление (художник Л. Требуховский). Скупыми, лаконичными средствами художник добивается достоверности. Особенно волнует сцена у воинского обелиска.
Новый спектакль, хотя и не лишен отдельных незначительных недоработок, сделан неравнодушной рукой. Режиссер и коллектив исполнителей стремились к тому, чтобы в спектакле во весь голос звучала вера в человека, память о прошедших событиях, чтобы в нем сегодняшний зритель черпал нравственные силы, вдохновляющий пример.
В. Жилкин,
г. Черемхово".
("Восточно-Сибирская правда", 1973, № 19 (23, январь), с. 3).