"…Где гуще в ложбине тальник,
Стоит за кустами Данилка,
С ним рядом - какой-то старик".
65 лет назад в СССР гремели взволнованные рукоплескания юных зрителей:
"Театр
Спектакль о юном герое
"Павлик Морозов" на сцене Иркутского ТЮЗ'а
"Память о нем не должна исчезнуть", - эти слова Алексея Максимовича Горького поставлены эпиграфом к пьесе В. Губарева "Павлик Морозов". И вся пьеса как бы отвечает на них. Воспетый в поэмах и песнях, увековеченный в названиях улиц и школ, воплощенный в мраморе и бронзе, пионер Павел Морозов, 14-летний мальчик, отдавший свою жизнь за торжество дела Ленина-Сталина, за счастье народа, оживает в драматическом действии.
Драматург не подчеркивает исключительность своего героя, а изображает его таким, каким он был на самом деле – простым, жизнерадостным мальчуганом из уральской деревни Герасимовки, пытливым школьником, веселым отзывчивым товарищем. Театр юного зрителя (постановщик главный режиссер театра С. С. Казимировский) верно и глубоко прочел текст пьесы и постарался довести замысел автора до зрителя, показал, что героическое прекрасно в своей простоте.
Ощущение правды жизни охватывает зрителя уже в первой картине. Следуя авторской ремарке, художник А. С. Якимчук правдиво и живописно изобразил таежную деревню на севере Урала, уходящие вдаль тесовые, почерневшие от непогоды крыши изб, низенький забор и калитку, тенистую березу перед крыльцом. Здесь живет Павлик Морозов, за этим дощатым, вкопанным в землю, столом он готовит уроки, здесь он играет с младшим братишкой Федей. А вон на дереве висит прибитый им скворечник...
Павлик появляется на сцене в синей сатиновой рубашке-косоворотке, подпоясанный тонким ремешком, в простых, немного великоватых сапогах. Его внешний облик такой же, как и у многих других ребят села. И поведением своим Павлик во многом напоминает сверстников. Как и они, - он мастер на всяческие мальчишеские затеи и выдумки. И в то же время есть в его словах и поступках то, что отличает его от ровесников, делает признанным вожаком деревенских ребят. Несмотря на свою юность, Павлик – человек твердых убеждений, он привык поступать так, как учат в школе, как велит ему его пионерский долг, его совесть.
Артистка О. Е. Солодухина, с большим тактом и искренним воодушевлением играющая Павлика Морозова, выразительно передает цельность характера своего героя, его стремление добиться правды, понять ее.
Вот Павлик присутствует при разговоре его отца, председателя сельсовета Трофима Морозова (арт. И.И. Карбовский), с батраком Василием Потупчиком (арт. И. Г. Коршунов). Сын еще не знает, что его отец продает интересы трудового крестьянства, но он слышит, как дядя Василий, не найдя управы на кулака
Кулуканева, в сердцах бросает Трофиму: "Вам народ доверие оказал, а вы против народа выступаете". И Павлик, знающий о том, что интересы народа – превыше всего, задумывается над этими словами, с недетской серьезностью ищет ответа: кто же прав? Он любит отца и хочет видеть его честным и чистым. Порывисто, с надеждой в голосе переспрашивает он мать: - Значит, он все по закону делает?
Но в том-то и суть, что отец Павлика, председатель сельсовета, Трофим Морозов, все делает не по закону, а вопреки ему.
Корыстолюбие и пьянство приводят его к преступлению. Он готов продать высланным из Кубани кулакам фиктивные справки о их социальном положении. Случайно Павлик становится свидетелем сговора отца с одним из этих явных врагов – кубанцем Хромым. И тогда сомнение в правоте отца перерастает в твердую уверенность, что тот неправ, что так поступать нельзя.
Сцена разоблачения Павлом отца – одна из самых впечатляющих и в пьесе, и в спектакле. Сила ее – в остроте конфликта, который достигает здесь своего наивысшего напряжения. И артистка О. Е. Солодухина и артист И.И. Карбовский, исполняющий роль Трофима, с чувством большой жизненной правды показывают столкновение отца и сына. Отец, до этого жадно пересчитывавший деньги,
полученные за предательство, теперь потрясен, напуган тем, что все сорвалось. В лице Павла он уже видит не сына, а врага, к которому он в эту минуту питает звериную злобу. А юный Павлик выступает как обличитель, как человек новой коммунистической морали. И хотя в его возгласе – "Что делаешь, папанька?" – звучит еще сыновья боль, он уже непреклонен в своем решении разоблачить преступление отца. Как вызов бросает он ему в лицо: "Это ты советскую власть продаешь!" А потом горько плачет, плачет, ибо чувствует, что с этой минуты у него уже нет отца.
В борьбе, в суровой классовой борьбе мужает и крепнет Павлик Морозов. Его люто ненавидят кулаки, ему приходится трудно, но он не падает духом, не отчаивается, ведь рядом хорошие друзья, верные товарищи. Это единство Павла с коллективом, сознание им своей правоты убедительно показаны во многих эпизодах, ими по сути проникнут весь спектакль.
По-настоящему лирически, с большим настроением и глубоким проникновением в психологию ребят поставлена в спектакле сцена на таежном озере. И здесь успеху во многом способствовал художник. Он создал поэтические декорации: осенний вечер, густая синь чуть плещущей воды, таинственная темнота окружающего леса, огоньки и дымки далеких костров… Ребята сидят у костра, варят уху, говорят о предстоящей учебе, строят планы на будущее. В этой картине (как и в ряде других) живо и ясно предстают перед нами ближайшие друзья Павлика: стремительная и по-детски еще наивная Мотя Потупчик (артистка Р. И. Манихина) и нерешительный, но добрый и отзывчивый Яша Юдов (артистка Р. П. Воликова). Интересен и образ Пети Сакова (артистка А.Д. Малинина), внешне угловатого и ершистого, а в действительности неплохого и честного паренька, сердцем почувствовавшего правду Павла и его товарищей.
Столкновение ребят с подкулачником Данилкой, завершающее эту сцену, выразительно показывает их сплоченность, готовность постоять друг за друга.
В спектакле о юном герое первостепенное значение приобретает глубокая обрисовка взрослых положительных персонажей. В самом деле, настоящая правда
приходит в село Герасимовку вместе с работником райкома партии Дымовым и учительницей комсомолкой Зоей Александровой. Они – посланцы партии и комсомола в деревне. К ним тянутся и взрослые и дети. Драматург интересно задумал, но не до конца художественно ярко выписал эти образы. Исполнитель роли Дымова – артист В. П. Манихин во многом обогатил драматургический материал. Его Дымов вызывает симпатии зрителей: это умный, волевой человек, он полон спокойствия, выдержки, человеческого обаяния. Менее удалась артистке С. Я. Павловской роль Зои Александровой, характер ее остался нераскрытым, не выявлены источники влияния молодой учительницы на ребят. Не веришь и в жизненную достоверность поведения батрака Василия Потупчика. Способный актер И. Г. Коршунов на этот раз не нашел нужных красок, чтобы обрисовать образ деревенского пролетария, человека, прошедшего суровую школу жизни.
Это тем более бросается в глаза, что отрицательные персонажи – кулаки – поданы в спектакле с большой обличительной силой. Артисты А. Ф. Раковский, В. Я. Коноплянский, В. И. Чугунов, В. И. Шестерников, каждый по-своему, передали живые черты изворотливых, хитрых и непримиримых врагов.
Встречаются в спектакле и некоторые другие частные недостатки и погрешности, но не они определяют его общее звучание. В целом театр справился со своей задачей.
Пророчески звучат в конце спектакля слова коммуниста Дымова о том, что пройдут годы, расцветет на земле жизнь, во имя которой погиб в борьбе пионер Павлик Морозов, но не изгладится в памяти поколений его имя, его подвиг. И словно символ этого бессмертия возникает из затемнения ярко освещенный памятник пионеру-герою. Гремят взволнованные рукоплескания юных зрителей и невольно вспоминаются слова поэта:
"Павлик на Красной Пресне
В бронзе встал у древка.
Для смелых сердец примером
Ровесником пионерам
Он будет во все века".
"Павлик Морозов" на сцене Иркутского Тюз'а – заметный шаг вперед в творческой деятельности театра. Спектакль прославляет подвиг юного патриота, учит быть до конца преданным делу партии, делу народа, воспитывает зрителей на вечно живом, бессмертном примере героизма.
Александр Гайдай".
("Восточно-Сибирская правда", 1953, № 8 (10, январь), с. 2).