"…Пусть войны не знают наши дети,
Пусть они свободными растут!"
70 лет назад советские люди в голос, горячо и единодушно одобряли постановление правительства и партии об отмене карточной системы:
"Справедливое возмущение
Поднявшись на-гора, вымывшись в мойке и сделав отчет о прошедшей рабочей смене, газозамерщицы шахты имени Сталина медлили расходиться по домам.
- Ну, как мы будем с хлебом? – спросила своих подруг бойкая, веселая работница Барыкина.
- Что – с хлебом? – полюбопытствовали мы.
- Я спрашиваю: где его покупать будем? – ответила Барыкина.
Из дальнейшего разговора выяснилось, что покупка хлеба у Барыкиной действительно является проблемой.
Барыкина пожелала покупать продукты, поэтому ее "прикрепили" к магазину № 48. Купить что-нибудь в магазине она не смогла – весь ее день уходил на производственную работу, стоять в очереди было некогда. Барыкина живет в образцовом женском общежитии на Фасадной улице. Рядом с ее домом – в общежитии для молодых рабочих той же шахты – есть столовая. Туда Барыкина с подругами пошли обедать.
- Кто прикрепился к магазину, тех мы не кормим! – объявила заведующая столовой.
- Ну дайте нам хоть хлеба на обед… - просили работницы.
- У нас хлеб только для своих! – отказывала заведующая.
- Но мы-то ведь тоже свои… На той же шахте Коксовой работаем, - говорили девушки.
- У меня – директива и я ее должна выполнять! – заведующая осталась непреклонной.
…Девушки обратились в магазин № 67 ОРСа треста "Прокопьевскуголь" – самый близкий к их дому.
- Где живете? – спросила их заведующая магазином.
- По Фасадной. – ответили девушки.
- Мы вас отоваривать не можем – ваша улица прикреплена к другому магазину.
- К какому?
- Это для меня не известно.
В два часа ночи Барыкина встала в очередь у хлебного ларька № 21, открытого на территории шахтового двора. В восемь часов утра она, наконец, добралась до прилавка и купила хлеба.
В разговор, который завязался в связи с этим, вступили все остальные, находящиеся на наряде рабочие и работницы вентиляции. Смысл их суждений сводился к тому, что нерасторопные и недальновидные работники шахтового ОРСв, во главе с его энергичным только на составление бумажных проектов начальником т. Шандровым, оказались не в состоянии правильно понять и осуществить правительственные директивы о свободной торговле. В подтверждение этого можно привести много фактов, но мы ограничимся только одним: хлебный ларек № 21 на территории шахты две трети суток стоит без хлеба…
Горячо, единодушно одобряя постановление правительства и партии об отмене карточной системы, видя в этом государственном акте новые, яркие проявления заботы о трудящихся, шахтеры справедливо негодуют на тех орсовских чиновников, которые по политическому недомыслию допускают всяческую отсебятину и этим дискредитируют принципы свободной государственной торговли.
А. Николаевич".
("Ударник Кузбасса", 1947, № 238 (27, декабрь), с. 4).