"Борьба не легка, озверелая свора опасна в безумье своем…"

"…Все силы в кулак соберем для отпора, 
Всю волю свою соберем!" 


70 лет назад в СССР не шли по легкому пути лучшие творческие коллективы:
"Кино
"Подвиг  разведчика"
Новый художественный фильм
Сценарий М. Блеймана, К. Исаева, М. Молярского. Постановка заслуженного артиста РСФСР М. Барнета. Производство Киевской киностудии художественных фильмов.
...Клубы холодного резкого воздуха врываются в кабину самолета. Внизу в ночном тумане тускло горят сигнальные огни. Кто разжег эти костры – партизаны или немцы, захватившие посадочную плорщадку? Что ждет советского разведчика на чужой земле? Прощальное пожатие руки пилота – и прыжок в неизвестность, навстречу опасности...
Особой важности дано задание разведчику майору Алексею Федотову: проникнуть в стан врага и любой ценой добыть сведения, которые находятся у генерала Кюна – одного из немногих, имеющих право докладывать Гитлеру об истинном положении дел на фронте.
И вот Алексей Федотов становится "коммерсантом Генрихом Эккертом". Он открывает "контору по закупке щетины на новых землях Германии". Советский разведчик проникает в "особую зону" и в Виннице, в доме немецкого генерала Кюна поднимает бокал за праздничным столом в честь хозяина...
Один за другим проходят эпизоды, полные острой, напряженной борьбы, опасных приключений, и, наконец, задание выполнено.
Творческий коллектив, создавший этот фильм, не пошел по легкому пути. Он отошел от "обжитых" традиционных приемов приключенческих детективных кинокартин. Автор фильма, режиссер, постановщик,артисты взяли невыдуманные. Неприкрашенные жизненные факты, которые оказались куда ярче, интереснее, чем самая пылкая фантазия.
Картина увлекает зрителя романтикой борьбы, подвига. На экране не только раскрываются эпизоды героической борьбы советских людей в глубоком тылу врага, в подполье. В фильме широко и смело нарисован образ советского человека.
Об одном подвиге одного разведчика рассказано в фильме. Но это не подвиг одиночки. И в стане противника, и на временно оккупированных землях. А. Федотову помогают самоотверженные, преданные Родине советские люди. Это радистка Лиза, старый подпольщик, агроном Лещук (народный артист СССР А. Бучма), рабочий Астахов, партизаны.
Майору Федотову приходится иметь дело с сильным врагом. И этот враг показан хорошо, без плакатности, без умаления его силы и злобы. Таков старый, прекрасно знающий свое дело начальник охраны ставки Руммельсберг. Это сильный, жестокий, коварный враг. Он заранее расставляет сети противнику и с методической точностью заманивает его в ловушку. На этот раз Руммельсберг терпит поражение. Он учел ход событий, но не учел одного – советского характера.
Советский разведчик действует исключительно смело, изобретательно. У Федотова не раз создаются острые, почти безнадежные положения. Опасность подстерегает его на каждом шагу.
Одна из лучших сцен в фильме – столкновение Федотова и немецкого шпиона Штюбинга. Это поединок двух характеров, представителей двух различных миров. Штюбинг должен арестовать мнимого Генриха Эккерта. Но он не сделает этого, Штюбинг – трус. В Москве он выдал своих главарей и сообщников и теперь, цепляясь за свою жизнь, боится мести Руммельсберга.
Штюбинг вынужден дать новые сведения Федотову. Ненависть к захватчикам, страстная любовь к Родине воодушевляют советского разведчика. Уверенность, хладнокровие, железная выдержка в самый критический момент спасают его.
В сцене столкновения с немецким генералом Кюном Федотов гневно говорит ему, как велика ненависть советских людей к захватчикам. Тема превосходства советского человека над врагом выполнена умело. Талантливый актер П. Кадочников создал богатый и сильный характер советского человека, наделенного лучшими качествами людей нашего поколения – знанием цели, твердой волей, мужеством, отвагой. Это человек с чистой совестью, патриот Родины.
Главное в фильме не только события, но и люди, правдивые, жизненные. Он показывает животворный источник героизма наших людей – советский патриотизм.
Алексей Роготченко".
 ("Бурят-Монгольская правда", 1947, № 212 (25, октябрь), с. 4).