"…Тут говоришь, не говоришь —
Рязанцы понимают плохо,
На кой им шут сдался Париж".
На кой им шут сдался Париж".
70 лет назад советским людям не нравилась атмосфера холодного, ремесленнического отношения к большой теме:
"Идолопоклонники из Дома авиации
На Ленинградском шоссе в большом здании расположен Центральный дом авиации. В восьми его залах размещены экспонаты по истории воздухоплавания и авиации, аэродинамике, радиолокации и т. д. Задача музея, как об этом сообщает "Справочник-путеводитель", - "ознакомление широких масс с историей развития и достижениями в области авиации, проведение учебных экскурсий и помощь группам и отдельным лицам, изучающим вопросы авиации…" Серьезная задача.
Справочник рекомендует порядок осмотра музея, сообщает о наиболее важных экспонатах. По мере ознакомления с этой книжкой, изданной в мае 1947 года Центральным Советом Осоавиахима, возникает и растет недоумение. Среди де Розье и д'Арланд, Моран Сонье и Габриэль Вуазен лишь изредка упоминаются русские имена. Но, может быть, составитель Н. Семенкевич неправильно отразил экспозицию музея и удивление посетителя рассеется после осмотра выставки?
Главный зал. Огромные перепончатые крылья, широко распластавшиеся под потолком, привлекают наше внимание. По простоте душевной мы думаем, что это и есть те самые "крылья холопа", на которых во времена Ивана Грозного совершил первый планирующий полет простой русский крестьянин.
Увы, это не так.
"Планер немецкого инженера Отто Лилиенталя, основоположника современной авиации (1890 год)" – гласит надпись.
С чувством досады за так легко отданное немцу первенство переходим в зал воздухоплавания.
И здесь примат утверждается за иностранцами. По материалам выставки получается, что первые полеты на воздушном шаре совершили братья Монгольфье, де Розье и д'Арланд (1783 год).
Между тем по историческим данным известно, что "1731 года в Рязани при воеводе под'ячий нехретец Крякутной фурвин (мешок) сделал, как мяч, надул дымом поганым и вонючим, от него сделал петлю, сел в нее и нечистая сила подняла его выше березы". (Рукопись Сулукадзева "О воздушном летании в России с 906 лета по Р. Х.").
Нужно быть, по меньшей мере, очень равнодушным человеком, чтобы, не задумываясь, заносить в формуляр иноземцев техническую идею, разработанную русским.
Известно, например, что первым автором проекта аэроплана был отставной капитан 1 ранга Александр Федорович Можайский. В 1877 году, за 20 лет до иностранцев, он построил и испытал двухмоторный аэроплан, изобрел элероны для обеспечения поперечной устойчивости. Тогда комиссия, состоявшая из полковника Вальберга, генерала Паукера и генерала Герна, отвергла это изобретение, считая, что аппарат тяжелее воздуха не может "парить в воздухе" с помощью винтов.
Вместо того, чтобы рассказать о затертом немцами изобретении русского моряка, работники музея экспонируют фотодокументы об аэропланах братьев Вильбура и Орвиля Райта, полетах Габриэля Вуазена, Анри Фармана, Ньюпора, Луи Блерио и других, называя их пионерами авиации. Имена русских инженеров-новаторов Гризодубова, Былинкина, Кудашева, Пороховщикова и других не упоминаются вовсе.
В музее множество моделей иностранных самолетов, а основатели аэродинамики Н. Е. Жуковский, К.Э. Циолковский, С. А. Чаплыгин представлены лишь миниатюрными портретами. Хотелось бы увидеть любовно оформленные витрины, рассказывающие о деятельности русских основоположников авиации, разработавших почти все вопросы теории аэроплана, но им не отведено центральное место, которое они должны занимать по праву.
Во всех отделах музея – атмосфера холодного, ремесленнического отношения к большой теме.
Близ Киева, над Днепровской кручей есть небольшой холмик, на нем крест с надписью: "Путник, преклони голову, здесь прах героя Нестерова". Каким вдохновенным, красочным языком можно рассказать о русском летчике, положившем начало высшему пилотажу, первому, кто применил таран в войне против немцев! Но у работников музея не нашлось ни слов, ни вдохновения. Скупые фотографии с бесстрастными подписями – это все, что есть о Нестерове.
Особенно поражает, что материалы нашего времени, отражающие гигантский скачок нашей Родины к вершинам технического прогресса, создание и развитие авиационной промышленности в стране социализма не нашли себе места в экспозиции музея. Сколько волнующих песен, легенд рассказов создано советским народом о героях воздушных сражений в дни Великой Отечественной войны! А идолопоклонники из Дома авиации ворошат старину, развешивают картины, посвященные древнегреческому мифу о Дедале и сыне его Икаре.
Как могло случиться, что советский музей с таким подобострастием прославляет все заморское и так безразличен к нашей национальной гордости и славе?
А. Докучаев
В. Ходаков".
"Литературная газета", 1947, № 42 (1, октябрь), с. 3).