"Ехала банда по тому по березаю..."

"... В бубен тарахтел передовой головорез. 
А подле атамана, попригнувшись, как заяц,
Под галоп проходил подговор главарей
"
.


65 лет назад несомненный интерес для советских людей представляла чехословацкая кинематография:
"Кино
"Операция "Б"
"Операция "Б". Новый Чехословацкий художественный фильм. Сценарий Э. Фикера, М. Фрича, О. Кирхнера;  режиссер И. Мах,оператор Ю. Вегрихт. Производство Чехословацкого Государственного фильма. Выпуск Главкинопроката 1952 г.
Советский зритель хорошо знаком с чехословацкой кинематографией, прочно ставшей на путь социалистического реализма, глубокоидейного и высокохудожественного искусства, служащего интересам народа. Многие чехословацкие фильмы последних лет посвящены большим и важным темам борьбы за мир и великим демократическим завоеваниям в стране. Они правдиво отражают героические усилия освобожденных от эксплуатации трудящихся, строящих социализм.
В этом отношении несомненный интерес представляет новый художественный фильм "Операция "Б", который сейчас демонстрируется на экранах Иркутска и области. Он рассказывает о самоотверженной борьбе воинов и гражданского населения против бандеровцев, оставшихся в тылу после разгрома гитлеровских полчищ Советской Армией.
События происходят вскоре после Великой Отечественной войны. В лесах Чехословакии бесчинствуют охвостья бандеровской шайки. Этот сброд головорезов, видя свою неминуемую гибель, с еще большим остервенением начинает грабить и разорять мирные села, мешает народу
строить новую жизнь. Бандеровцы прилагают все усилия, чтобы через территорию Чехословацкой республики пробраться в Западную Германию и влиться в возрождаемую американскими империалистами фашистскую армию. На ликвидацию бандеровцев правительство республики посылает объединенный отряд Чехословацкого Корпуса Национальной безопасности и Чехословацкой армии.
Фильм показывает напряженную обстановку боевых действий. На пути отряда встречается немало трудностей и опасностей. К тому же наруку врагу действуют подосланная американская шпионка Юдит Вернерова, она же служанка Анечка (артистка Д. Медржицка), а также предатель поручик Рыхта (артист М. Смутны). Однако все попытки бандеровцев и их пособников терпят крах. Перед зрителем предстают кадры, обличающие звериное лицо человекоубийц и их коварные замыслы.
Постановщики правдиво, с глубоким смыслом нарисовали подлинных героев фильма, храбро и мужественно стоящих на страже безопасности родины.
Сплоченность воинов отряда, их крепкая моральная устойчивость, бодрый дух и поддержка со стороны всего населения приводят к победе. В рядах же бандеровцев – полное разложение, маразм, неверие в свои силы, растерянность и животный страх перед нависшей гибелью. Этим противопоставлением постановщики отчетливо выделили морально-политическое превосходство воинов отряда.
Удачно решен центральный эпизод фильма, повествующий о
героическом подвиге отважных разведчиков, выслеживающих банду Бурлака. Правдивый показ славных патриотических подвигов – сильная сторона фильма.
В фильме раскрывается предательская роль духовенства и правосоциалистических партий Чехословакии.
Хорошее впечатление оставляет игра актеров, создающих образы ведущих героев фильма. Выделяется образ солдата Юлы. Артист И. Совак ярко передал в этом герое силу и ловкость, храбрость и военную смекалку. На глазах зрителя формируется характер молодого солдата.
Положительные герои фильма привлекают красотой и благородством своих патриотических побуждений, чувством товарищества и взаимовыручки. Следует сказать, однако, не всем артистам удалось создать яркие характеры, наделить своих героев индивидуальными чертами. Это привело к тому, что некоторые из них похожи друг на друга. Таковы, например, командиры отрядов – майор Национальной безопасности (артист М. Губа), капитан Сынек (артист И. Бек), поручик Малек (артист Р. Дейл). Неполностью раскрыты характеры солдат Ондры и Тонды артистами М. Тяпак и М. Ваврушка.
Несмотря на отдельные недостатки, в целом фильм оставляет хорошее впечатление, смотрится с неослабевающим интересом.
В. Никольский".
("Восточно-Сибирская правда", 1952, № 191 (13, август), с. 3).