"...Мы будем такими,
Как Павлик Морозов
И славный Олег Кошевой!"
И славный Олег Кошевой!"
65 лет назад советские пионеры были уже вполне готовы к тому, что перебежать к врагу легко может и весь руководящий аппарат:
"Пионерское лето
… Это была обычная утренняя линейка, которая следует после зарядки и умывания. Отряды выстроились каждый на своем месте, звеньевые кончили сдавать рапорты председателям советов отрядов, уже сдан рапорт старшей пионервожатой председателем совета отряда № 1, как вдруг лагерь замер – вместо Александра Демиденко, председателя совета отряда № 2, рапортующего обычно на торжественной линейке, перед старшей пионервожатой остановилась его заместитель Ольга Бунина.
Внешне спокойная, она доложила, что на линейке по неизвестной причине отсутствует весь штаб отряда во главе с председателем. Не было ни линейке и физрука.
Второй отряд завтракал молча и сосредоточенно, стараясь не встречаться глазами с ребятами других отрядов, смотревшими на них с осуждением.
"Шутка сказать – потерять весь штаб!"
Следы пропавших обнаружила дежурная по палатке, нашедшая письмо, в котором сообщалось, что искать совет отряда нужно по дорожным знакам, но что уж раз проглядели свой штаб, то придется потрудиться.
Через 15 минут отряд шагал по дороге к видневшейся вдали сопке с большой белой прогалиной, четко выступающей на темном фоне покрывающих сопку елей. Над головами ребят, внимательно присматривающихся к неровностям дороги, склонились огромные лопухи, ближе к сопкам перевитые виноградными лозами. Стройные заросли сахалинского бамбука, опутанные вьющимися растениями, не позволяли отойти в сторону от дороги.
У подножья сопки были обнаружены нарисованная на дороге стрела и еще одно письмо. Примятый кустарник говорил о том, что здесь у штаба был привал. Чуть заметная тропа вела вверх, на сопку, в густой лес. Отряд двинулся по тропе.
Искали долго и настойчиво. Часто ложные, фальшивые знаки сбивали с правильной дороги. Терпеливо распутывая их, ребята обошли кругом всю сопку, дважды перебираясь через ее вершину. По дороге была убита змея, поймана удивительная с узорчатыми крыльями бабочка… Штаба все не было. Наконец, знаки привели ребят к реке, и здесь-то они заметили одного из спрятавшихся пионеров. На форсирование речки и поимку беглеца понадобилось несколько минут. Так постепенно был обнаружен весь штаб. Здесь же у реки был разожжен костер и все вместе ребята подробно разобрали проведенную игру.
У других пяти отрядов лагеря время тоже пролетело незаметно в интересных, сообразно возрасту пионеров каждого отряда, делах…
Текст Ф. Оленина".
("Советский Сахалин", 1952, № 170 (19, июль), с. 3).