"Наш народ — народ стальной, не запугать его войной…"

"…Твёрдым шагом к коммунизму
Сталин нас ведёт родной".


70 лет назад среди замечательных новинок советской драматургии лучшей считалась пьеса "Русский вопрос": 
"Л. Никулин
Лучшая пьеса 1946 года
О пьесе «Русский вопрос» ее автор К. Симонов сказал:
«Мне думается, что суть моей пьесы не только в той истории, которая в ней рассказывается, - истории очередной клеветы на Советский Союз, но еще и в том, что капитализм вообще уродует людей, ломает их жизнь, превращает честных людей в негодяев, а людей, не желающих стать негодяями, пытается стереть с лица земли».
О капитализме, уродующем и ломающем жизнь людей, написано немало обличительных и пламенных книг, публицистических статей, художественных произведений в стихах и прозе.
Каждый честный писатель, посетивший Америку, не мог не увидеть уродство капиталистического строя, его безжалостность, бесчеловечность, продажность. А. М. Горький выразил свои чувства в гневных, страстно написанных очерках о Нью-Йорке, которые назвал «Город желтого дьявола». Он рассказал о том, как золото – «желтый дьявол» - держит в плену миллионы людей, уродует их сознание,
превращает их в рабов. Об этом написал великий русский писатель в своих очерках. Было это в 1906 году. Революция 1905 года в России была потоплена в крови, царская власть ужаснула всех честных людей мира карательными экспедициями, казнями, погромами. Но «городу желтого дьявола» - банкирам Уолл-стрит, алчным и безжалостным дельцам, была безразлична трагедия великого народа, желтая печать попрежнему писала, главным образом, о скандалах, кражах, разбоях, пикантных бракоразводных процессах. Иностранные финансисты услужливо предлагали царскому правительству выгодные займы...
За четыре десятилетия, прошедших с того времени, мир пережил гигантские исторические события и претерпел огромные изменения. Из
искры первой русской революции возгорелось великое пламя Октября. Выросло могучее здание первого социалистического государства, утверждающего принципы подлинной демократии, равенства и справедливости, мужественно и последовательно борющегося за истинный прогресс, за свободу человечества. Именно за это ненавидят Советский Союз реакционеры всего мира, явные и тайные пособники фашизма.
Писатель К. Симонов приехал в Америку после второй мировой войны. Гитлеризм, уничтоживший миллионы ни в чем не повинных людей, разоривший сотни городов и десятки тысяч селений, был разгромлен. Слава Сталинграда сияла над миром; советский народ, Советская Армия нанесли смертельный удар гитлеризму, и жертвы, которые понесло наше отечество в этой войне, были неслыханно велики. Подвиг советского народа был глубоко оценен всем передовым, прогрессивным человечеством. Но многомиллионная буржуазная печать страны хваленой американской «демократии» начала изливать мутные потоки бесстыдной клеветы на наш народ, потерявший миллионы своих сыновей на полях сражений и спасший Европу и мировую культуру от новых варваров.
Многим это казалось непонятным, нелепым, непостижимым. Что же это за люди, которые не стесняются осквернять братские могилы погибших, клеветать на страну, заслуги которой в победе над фашизмом так очевидны, так понятны каждому.
Константин Симонов показал на сцене нашего театра природу ненависти буржуазной реакции и ее агентов к советскому строю, корни клеветнической кампании против страны, сыгравшей решающую роль в разгроме фашизма.
«Русский вопрос», - говорит драматург о своей пьесе, - вопрос о Советском Союзе, о нашей политике, о нашей справедливости, все чаще становится тем пробным камнем, на котором проверяются честность, принципиальность и настоящая прогрессивность людей во всем мире».
Эта пьеса правдиво и ярко объясняет, показывает и уродства капиталистического общества, и ту гнусную кухню, где стряпают так называемое «общественное мнение» в буржуазной стране. Казалось бы, тема, которую избрал советский писатель, это тема публицистического произведения, книги очерков или, возможно, повести. Но заслуга писателя в том, что эту серьезнейшую и глубокую тему он развивает в пьесе, в драматургическом произведении, в комедии нравов и делает это талантливо и убедительно.
То, о чем говорится в пьесе Симонова, близко миллионам зрителей, и не только зрителям. Одинаково негодуют и презирают Гульда и Макферсона зрители пьесы «Русский вопрос» и актеры, которые играют эти отрицательные роли. Именно поэтому исполнители стараются наиболее убедительно показать низость души этих продажных и циничных людей.
Автор пьесы «Русский вопрос» сумел создать произведение зажигающее, увлекающее артистов-художников, и потому действующие лица этой пьесы сделались любимыми ролями многих наших выдающихся актеров. «Есть, что играть», - говорят об этой пьесе актеры. Успех этой пьесы – это успех не только драматурга, но и успех нашего советского театра. Идея произведения воплотилась в художественно правдивых, реалистических образах, которые блестяще удались автору.
Разве может оставаться холодным зритель, когда на сцене происходит этот скупой и выразительный диалог Макферсона и Гульда:
- А как вы думаете, Джек, русские и в самом деле сейчас хотят войны?
- Сейчас? Конечно, нет.
- А потом?
- Не знаю. Я знаю только одно: они уничтожают капитализм, а я хочу уничтожить коммунизм.
«Уничтожит коммунизм» хотел и Гитлер. Ради мирового владычества он начал войну, ради этого он вооружал Германию, стараясь убедить мир в том, что он хочет одного – уничтожить коммунизм. И создалась пресловутая, ныне разбитая вдребезги «антикоминтерновская ось».
Макферсон и Гульд хотят бросить среднего американца в кровавую авантюру, вот для чего эти мастера клеветы стараются убедить мир в том, что «русские хотят войны».
Для этого они посылают честного журналиста, славного парня Смита в Россию и дают ему своего рода «социальный заказ»: написать лживую книгу о России. Все придумано не так глупо: средний американец, пожалуй, поверит Смиту, журналисту, написавшему во время войны хорошую и правдивую книгу о стране Советов. Но вот что странно этим рыцарям всесильного доллара: оказывается, есть на земле чудаки, которых нельзя купить. Для продажных, прожженных людей, у которых нет ни совести, ни чести, человек, которого нельзя купить, - белая ворона. Гульду и Макферсону низость души кажется естественным состоянием, сущностью человека, и когда они сталкиваются с личностью честной, принципиальной, вся ярость их обрушивается на этого упрямца, которого нельзя купить.
Личная трагедия Смита, разрыв с любимой женщиной, которой «нет никакого дела ни до его идей, ни до русских, ни до того, что он пишет о русских», - эта личная драма входит в пьесу естественно и органично. Капитализм уродует сознание Джесси, которая любит Смита, капитализм доводит до физической гибели, в сущности, давно погибшего и опустившегося Мэрфи. Капитализм превращает Харди и Престона в разбойников пера, купленных Макферсоном, каждый за свою цену.
Дело не в деталях американского быта, а в уродстве капиталистического строя, в том, что «русский вопрос» стал пробным камнем, на котором проверяется честность, принципиальность людей.
В пьесе «Русский вопрос» Константин Симонов с подлинной страстностью публициста борется за мир, за прогрессивные идеи нашего века, он борется против Америки Херстов и Макферсонов, за Америку Линкольна и Рузвельта.
Пьеса «Русский вопрос» - это острый политический памфлет, но в нем нет нмкакого нарочитого сгущения красок, никакого сатирического преувеличения. Это реалистическая драма с цельным, законченным сюжетом, в которой разнообразные идивидуальные характеры действующих лиц правдиво и ярко обрисованы меткими, четкими штрихами.
Тема пьесы, ее идея, образы интересны для миллионов зрителей. В первый раз мне довелось увидеть эту пьесу в театре областного города. Театр был небольшой, в нем умещалось несколько сот зрителей. Прежнее, большое здание театра было разрушено немцами и теперь стояло в лесах новой стройки. В тесном временном зрительном зале была напряженная тишина, - такая тишина бывает только тогда, когда со сцены звучат волнующие, доходящие до каждого зрителя слова. И актеры играли взволнованно и правдиво, хотя, вероятно, им раньше никогда не приходилось играть современных американцев. Это был десятый или одиннадцатый спектакль «Русского вопроса» в городе Калинине, в городе, пережившем короткое владычество гитлеровцев и сейчас возрождающемся из развалин. Для жителей этого города пьеса Симонова звучала, вероятно, с особой силой и убедительностью.
Она прозвучала талантливо, сильно и впечатляюще и во всей нашей стране, и за ее рубежами, - там, где она смогла увидеть свет рампы. Пьеса Константина Симонова «Русский вопрос» - произведение, признанное и высоко оцененное всем нашим народом".
"Литературная газета", 1947, № 23 (7, июнь), с. 3).