"… Жизнь была так налажена,-
И вдруг - трр-рах!- и крышка.
Один ложишься, один встаешь.
Тихо, просторно... и горько!
Никто не бросит чулок на чертеж,
Никто не окликнет:- Борька!"
Один ложишься, один встаешь.
Тихо, просторно... и горько!
Никто не бросит чулок на чертеж,
Никто не окликнет:- Борька!"
60 лет назад в процессе работы над советской кинокартиной могло измениться не только ее название, но и основное тематическое направление:
"В театрах и кино
"В погоне за славой"
"В погоне за славой" – это первая художественная картина Свердловской студии, пока единственная в Сибири и на Дальнем Востоке. Работа постановочного коллектива определяет в известной мере творческие устремления студии. Авторы показали психологическую драму, в основе которой лежит конфликт между двумя инженерами-конструкторами Арефьевым и Егорычевым. В первоначальном варианте фильм назывался "Инженер Арефьев". В процессе работы над картиной изменилось не только ее название, но и основное тематическое направление. В последнем варианте постановщики стремятся полнее раскрыть психологию карьеризма. Фильму предпослан эпиграф: "Жалок тот, в ком совесть нечиста".
Удалось ли авторам убедительно раскрыть свой замысел? В основном, к сожалению, нет. Причина этого лежит, пожалуй, не в том, что сюжет строится в картине трафаретно, а в назидательной позиции автора.
Многими годами скреплена дружба двух конструкторов. Но вот дружба распалась потому, что Арефьев высказался за создание новой
конструкции картофелеуборочного комбайна, Егорычев – за модернизацию старой. Модернизация Егорычева оказалась неудачной и, работая над оригинальной конструкцией, он присвоил себе рационализаторское предложение механика МТС Точилина. Однако подлог вскрылся, и Егорычева разоблачили. В финале жена Ирина покидает его и уходит к Арефьеву, который ее с юношеских лет любит. Эта сюжетная схема могла ожить, обрести плоть и кровь, если бы авторы сумели художественными средствами психологически обосновать поступки героев. К сожалению, этого не произошло. Сюжет развивается прямолинейно. Зритель без труда угадывает его направление.
Схематизм мешает раскрыть психологию карьеризма, его скрытые мотивы. Используя прямолинейную обрисовку мировоззрения персонажей, сценаристы прибегают к поверхностной скороговорке.
Ирина: Неужели самолюбие – это единственный стимул в работе?
Егорычев: Не знаю, не знаю. По-моему, главное, это результат, а благодаря чему он достигнут –это неважно. И давай отложим все эти философские разговоры.
Так легко разоблачает себя отрицательный персонаж. А сценаристы, сделав заявки на разоблачение философии карьеризма, отходят от своей задачи.
Сложный характер Ирины, жены Алексея, создает артистка Н. Каташева. Поначалу кажется неясным, как Ирина могла полюбить Алексея. Но вот во время размолвки она говорит: "Тебе больше не нужна моя поддержка". Думается, что ее разрыв с Алексеем психологически обоснован.
Хорошо играет роль старого конструктора Олимпиева артист Свердловского драматического театра К. Максимов. Он старомоден,
пассивен, но честен. Отсутствие собственного мнения он выражает своеобразной формулой: "С одной стороны… и с другой стороны"… Но когда его достоинство задето, Олимпиев находит силы дать отпор карьеристу.
Фильм поставил режиссер Р. Гольдин. Он использует разнообразные художественные средства, но события фильма не выходят за пределы малоубедительной схемы.
М. Шиханов,
студент педагогического института".
("Бурят-Монгольская правда", 1957, № 109 (10, май), с. 4).
("Бурят-Монгольская правда", 1957, № 109 (10, май), с. 4).