"За границей легко только первые дни, в магазине прилавок наряден…"

".. (До чего хороши 
Эти карандаши, 
Эти перья и эти тетради!)"
 


55 лет назад в СССР ряд работников торговли уже крепко стоял на пути предательства советских принципов и измены социалистической морали:
"Заметки покупателя
Однажды в магазине...
Человек входит в красивый прозрачный магазин. Не слышно шума, тихо звучит музыка, на виду товары, они радуют глаз своим красивым видом. Продавцов нет, обслуживание ведут вежливые корректные автоматы. Вежливость, красота, гигиеничность, большой ассортимент товаров.
- Так будет через несколько лет. А пока...
Растет Иркутск, увеличивается число магазинов. Все больше становится торговых работников со специальным высшим и средним образованием. С каждым днем все больше на прилавках появляется и товаров, а вот культура работы... Вот о ней-то, о культуре, и хочется поговорить.
В правилах поведения продавца записано: «Будьте одинаково внимательны и вежливы ко всем покупателям, независимо от их внешности, размера покупки, длительности выбора и т. д.» Но это золотое правило нарушается. И чаще всего молодыми работниками. А как бывает обидно, когда милая на вид девушка становится грубой, невнимательной.
Однажды в магазине хозяйственных товаров универмага мне довелось услышать такой диалог. Пожилая женщина рассматривала в витрине ученические принадлежности. Наконец, она спросила миловидную продавщицу:
- У вас ученические ручки есть?
- Ты ослепла, что ли? Смотри как следует! – последовал убийственный ответ.
- Но я ... не увижу их...
- Много вас тут ходят всяких! Не наговоришься! – Отрубила миловидная.
И когда оскорбленная до глубины души женщина стала писать жалобу, у нее дрожали руки, а на глазах были слезы.
Но продавец (ею оказалась тов. Карташева) не испытывала никакого угрызения совести. Наоборот, она даже успела бросить покупательнице еще одну грубость:
- Ты еще меня узнаешь!
Казалось бы, такой из ряда вон выходящий случай должен был взволновать любой коллектив. Работников же этого магазина обеспокоила не грубость Карташевой, а… жалоба покупателя. Оказывается, из-за нее коллектив… лишался прогрессивки.
Неоднократно поступали жалобы покупателей на продавцов магазина «Кулинария» тт. Ковшик, Дорофееву. Последняя может крикнуть покупательнице:
- Ну чего ты роешься! Кто бы другой, а то какая-то...!
Откуда взялось у Дорофеевой такое отношение к людям, чего в ней больше: невоспитанности или высокомерия? Почему этот человек, проживший всю жизнь в нашей советской стране, вдруг заговорил языком мещанки, обывательницы?
Нет ничего омерзительнее обмана, обсчета и обвеса. Дело не только в том, что покупатель теряет какую-то часть своих трудовых доходов, а в том духе стяжательства, жадности к деньгам, в том духе наживы, который начинает овладевать тем, кто встанет на путь обмана. По существу это предательство. Да, да, предательство, совершенное по отношению к нашим советским принципам, нашей морали.
Продавец магазина № 14 в студенческом городке т. Яковлева повысила цены на лук с 36 до 41 копейки, к тому же явно недовешивала. Когда же покупательницы обнаружили обман, Яковлева поспешила всем вернуть по 10 копеек, лишь бы те не подняли шума. Яковлева уверяет, что
намеренного обмана не было, что это ошибка. И тут же торжествующе говорит:
- Ведь в книге-то жалобы нет!
Нет жалобы, но факт нарушения правил советской торговли был, притом очень грубый. Допустим, что продавец случайно ошиблась в цене, что весьма странно, так как Яковлева не новичок в торговле, но случайно ли обвешивание? Уж тут об ошибке никакого разговора не может быть. Однако коллектив магазина остался сторонним наблюдателем. А вот коллектив гастронома № 1, например, не мирится с нарушителями правил торговли. Случилось, что Людмила Охрименко неправильно начала себя вести. Ее понизили в должности на три месяца. Это помогло. Людмила исправилась, стала работать образцово.
Не в ладу многие продавцы и с гигиеной. До прихода покупателей они
должны приготовить рабочее место, если это продовольственный магазин – положить под руки лопаточки, совки, ножи, чтобы при взвешивании не касаться продуктов руками.
Но вот продавец в магазине «Молоко» № 36/62, взвешивая жир, берет излишки веса руками и бросает обратно на поднос. Так же не церемонятся с бужениной, сыром, селедкой и многими другими товарами.
Несколько слов о равнодушии. Мне кажется, продавец никогда не может быть равнодушным. А между тем сколько в Иркутске работников, страдающих этой болезнью. Для Иркутска типичен случай, который я наблюдал в магазине № 15.
- У вас ремешки к "Заре" есть? – спрашивает продавца женщина.
- Нет.
- А когда будут,
- Не знаю.
Покупательница недовольна таким ответом:
- Я с декабря не могу купить ремешка к часам и ношу их в сумке. Как же быть?
- Не знаю, не знаю,- не глядя на нее, говорит продавец т. Дегтяр.
А ведь продавец могла помочь человеку, пускай не сразу, через несколько дней, через неделю. Стоило только ей передать кому следует просьбу покупателя.
В магазине № 1 «Одежда» продавщицы всегда вежливы, предупредительны. Очень внимательна к покупателям Екатерина Платоновна Юшина. Она всегда посоветует, подскажет, что к лицу, какой фасон современен. И никогда не услышишь от нее равнодушного «не знаю».
… К Надежде Гермогеновне Поповой, работающей в магазине № 15, протиснулся маленький черноглазый мальчонка.
- Тетя, мне надо маме подарок сделать.
- А что бы ты хотел подарить маме?
- Платок.
- А сколько у тебя денег?
Мальчонка разжал кулачок.
- Рубль.
Надежда Гермогеновна подобрала платок по его деньгам.
Уже под вечер Попова вновь заметила его, мальчика, стоящего у прилавка. Дождавшись, когда продавец освободится, он скороговоркой выпалил.
- Тетя, а платок маме понравился. Спасибо.
Разве такие вот слова кого-нибудь могут оставить равнодушным, разве они не лучшая награда продавцу? К сожалению, подобных случаев у нас меньше, чем плохих.
А. Глухих,
библиотекарь".
("Восточно-Сибирская правда", 1962, № 115 (18, май), с. 3).