"Из долины мандолины - чу! - звенящая струна…"

"… Далеко из-за плотины 
Слышно ржанье табуна".


60 лет назад служба в советской милиции только помогала совершенствованию вокального мастерства и учебе музыкальной грамоте:
"Кино
"Песня табунщика"
Широко, привольно разносится над необъятной бурят-монгольской степью песня молодого табунщика Тумэна Жаргалова, заставляя случайных слушателей забывать свои дела, захватывая их красотой своего голоса и легкостью исполнения. И раздольная песня, и чарующая мелодия музыки, и неповторимые по своей красоте степные просторы с первых же кадров создают впечатление своеобразного колорита и легкого и радостного настроения. И оно не покидает зрителя до конца фильма.
Новый музыкальный фильм "Песня табунщика" увлекает не новизной и сложностью сюжета, не глубиной психологического раскрытия характера. Нет здесь и каких-либо новых интересных режиссерских находок. А между тем фильм смотрится с интересом. Он заставляет зрителя пристально следить за судьбами героев, их жизнью.
Сюжет простой. Молодого табунщика Тумэна Жаргалова колхозники отправляют в Москву на учебу, в консерваторию. Но обладая прекрасным голосом, Тумэн не знаком с музыкальной грамотой, и приемная комиссия не может зачислить этого талантливого юношу в число студентов. В Москве Тумэн случайно встречается с майором милиции Бугровым – человеком, влюбленным в песню, руководителем коллектива художественной самодеятельности. И Тумэн становится членом этого коллектива. Он работает в милиции и одновременно учится музыкальной грамоте, совершенствует свое вокальное мастерство.
По недоразумению в родном колхозе Тумэна считают студентом консерватории. Да и сам он не спешит разъяснить свое положение ни друзьям, которые так чутко отнеслись к нему, ни своей невесте, любящей его Сэсэг. Он даже не отвечает на их письма и принял твердое решение написать домой только тогда, когда поступит в консерваторию. В конце концов Тумэн добивается своей цели. Он возвращается в родной колхоз студентом первого курса консерватории т здесь вновь обретает друзей, находит у них поддержку.
Но и автор сценария Д. Батожабай (при участии Кл. Минца и Евг. Помещикова), и оператор В. Масленников и режиссер А. Фролов сумели этот несложный сюжет расцветить глубокой лиричностью, задушевностью и теплотой.
Подлинной взволнованностью и искренностью, например, веет от кадров, где утомленный юноша, после неудачи на экзаменах, побродив по опустевшим ночным улицам Москвы, засыпает у подножья памятника великому композитору П. И. Чайковскому. Тумэна и во время сна не оставляет забота, что ему делать? Как быть дальше? И вот во сне юноша вступает в разговор с ожившим памятником.
- Петр Ильич, помогите, ведь у вас такой авторитет, - просит композитора Тумэн.
И таких кадров в фильме немало.
Успеху фильма способствует мелодичная, легко запоминающаяся музыка Соловьева-Седого. То могучая и плавная, как полноводная река, то легкая и грациозная, она помогает оттенить своеобразие национального колорита, органически вплетается в сюжет фильма и усиливает его лирическое звучание.
Есть в фильме и актерские удачи. Артист В. Манкетов сумел скупыми, но точными штрихами создать полнокровный образ прямодушного и честного Тумэна. Жизненно правдив майор милиции Бугров в исполнении артиста В. Доронина. Майор Бугров не только требовательный начальник, но и чуткий, отзывчивый человек. И артист В. Доронин легко и непринужденно передает эти черты своего передает эти черты своего героя. Запоминается игра артистов Б. Аюшина, Аф. Белова в роли Шагты и сержанта Колкина.
Фильм "Песня табунщика" создан в содружестве коллектива киностудии "Мосфильм" и артистов Бурят-Монгольской АССР. И это, несомненно, помогло постановщикам глубже и полнее отобразить те изменения, которые произошли за годы советской власти в жизни бурят-монгольского народа, создать интересный фильм.
М. Глухих".
("Восточно-Сибирская правда", 1952, № 87 (11, апрель), с. 4).