"В чем недостаток, в чем излишек..."

"...Он обо всем осведомлен. 
Возок березовых дровишек
 

За пачку соли купит он".


 75 лет назад советская кинокритика на временно оккупированных территориях с большим интересом встречала новые кинокартины:
"Кино
"Антон Иванович сердится"
В семье старого профессора музыки Воронова творческий разлад. Сам маститый музыкант Антон Иванович— сторонник серьезной музыки. Он — правоверный последователь Баха и его торжественные хоралы считает вершиной всех творческих исканий.
Но дочь Воронова, Симочка,  - любимица всей семьи и консерватории, где она учится, вдруг оказывается одаренной талантом в легкой музыке. Девушка становится опереточной певицей, дебютируя в музыкальной комедии, написанной молодым композитором Мухиным.
Антон Иванович сердится потому, что легкий жанр в музыке, который, по его мнению, не имеет права на самостоятельное существование, пленил Симочку. И одаренная девушка, по его твердому убеждению, "навсегда погибла для святого, чистого искусства".
Однако в последнюю минуту, когда над юной парой дебютантов готова разразиться гроза его гнева, вмешивается Иоганн Себастиан Бах довольно оригинальным образом. Во сне Антона Ивановича великий предтеча серьезной музыки сходит с портрета и в дружеской беседе осмеивает презрение профессора к легкой музыке, заверяя его, что в одинаковой мере нужна музыка, от которой люди плачут, и музыка, от которой они смеются.
Старый профессор понимает свою ошибку и признает за легкой музыкой, а заодно и за молодым композитором -  женихом своей дочери, право на свою любовь.
Такова первая и основная линия музыкальной комедии «Антон Иванович сердится». Вторая линия посвящена истории любви между Мухиным и Симочкой и не претерпевает столь серьезных испытаний. И третья ветвь сюжета - это судьба халтурщика от музыки—композитора Керосинова, который потом находит свое место в оркестре в качестве барабанщика. Типичный штрих для всех советских кинофильмов, где самый закоренелый грешник исправляется и находит место в социалистическом "раю" в качестве кандидата в праведники.
"Антон Иванович сердится" тонкая и умная комедия о споре двух музыкальных поколений. Тема спора очень не нова: плесневеть ли искусству в чопорных, строгих рамках великой классики или выйти на широкий тракт жизни?
Существенным изъяном в этой в основном удачной комедии является музыка Кабалевского, который волею постановщика должен был утвердить перед тенью Баха, Генделя, Гуно право легкой музыки стать наравне с ними.
Но самым большим недостатком фильма является его чрезмерная перегруженность нахальным, лезущим из всех пор, еврейством.
Противная, вульгарная фигура развязного Яши так и пышет мерзостью и торгашеством. Тут же назойливо режет глаз дирижер с типичным семитским лицом. И тот и другой живо напоминают знакомых спекулянтов с толкучки, воровски прорвавшихся на сцену.
В целом же следует признать, что фильм смотрятся с большим интересом.
Завтра "Антон Иванович сердится" пойдет в кинотеатре «Колизей».
Холодов".
("Донецкий вестник", Юзовка, 1942, № 22 (15, март), с. 4).