"Здесь, где в давние годы бродил я один..."

"… Здесь, где детство мое затерялось бесследно,
Запылали костры пионерских дружин,
Пионерские горны запели победно…"


70 лет назад  в СССР центральные моменты в развитии сюжета приводили детский зрительный зал в возбужденное состояние:
«В. Жданов
«Особое задание»
Комедия С. Михалкова в Центральном Детском театре
Занавес открывается в ту минуту, когда военная игра пионеров – в самом разгаре. Разделившись на два лагеря – «северян» и «южан», пионеры «воюют» по всем правилам военной тактики. Мы, зрители, очень быстро оказываемся вовлеченными в водоворот событий. Идут поиски разведчиков, берут в плен «языка», составляются планы боевых операций, применяется военная хитрость. Все, как на войне. К элементам военного повествования примешиваются элементы детектива, своеобразно преломленного в масштабах детского спектакля.
Вот один из центральных моментов в развитии сюжета, приводящий зрительный зал в возбужденное состояние. Смелая девочка Женя Хват проникает на мирную дачу, в спокойный семейный дом; пользуясь военной неопытностью своей подруги, она выведывает «военную тайну», затем, улучив минуту, ловко связывает руки подружке и на глазах восхищенных зрителей извлекает знамя «вражеского» лагеря, запрятанное в водосточной трубе. Затем она прячет его в портфель и, вновь превратившись в скромную девочку, как ни в чем не бывало прощается с хозяевами и покидает дачу.
Детвора следит за этой сценой с таким же напряжением, как если бы перед нею развертывалась не игра, а настоящие события. Неважно для зрителей, что Женя Хват сама огорчена тем, что ей приходится доставить маленькую неприятность милой девочке (кому же приятно остаться со связанными руками и завязанным ртом, чувствовать себя беспомощной и одураченной – хотя бы и в шутку?). Неважно, что Женя говорит ей слова утешения, ссылаясь на долг «разведчика». Для ребят важно, что она выполнила этот долг, с блеском справилась со своим «особым заданием», тем самым предрешив победу своего лагеря. Важно, что она обнаружила сноровку, хладнокровие, хитрость, умение ориентироваться в сложной обстановке – все те качества, которые необходимы пионеру, занятому военной игрой, но еще более необходимы настоящему бойцу и солдату.
И недаром юные зрители воспринимают все это вполне серьезно, забывая, что перед ними – не солдаты, а пионеры, не два врага, а две подруги, не война, а игра. Их захватывает напряженность самой ситуации, и нужны ли лучшие доказательства того, что детский театр может формировать сознание своих зрителей отнюдь не только языком драмы и средствами серьезного спектакля!
Но дело не только в напряженности ситуации, дело еще в игре исполнителей, которым принадлежит немалая роль в успехе этого спектакля. Актеры Г. Хижнякова (Гаврик), Г. Иванова (Вовка), М. Зайцев (командир «северян» Миша) и в особенности Л. Чернышева (Женя Хват) ведут свои роли с таким увлечением, с такой непосредственной верой в то, что их герои не просто участвуют в военной игре, но и в самом деле «воюют», что и зрителям сообщается их увлечение. Л. Чернышева своей темпераментном игрой сумела создать отличный образ смелой, волевой девочки, чьей находчивости и ловкости может позавидовать любой мальчик. Женя Хват быстро становится любимицей публики. Ей веришь и тогда, когда по ходу дела она должна изображать мальчика, и когда, вообразив себя разведчиком, она ловко и точно, с чувством ответственности, выполняет трудное задание.
Характеристики ребят, данные в пьесе, отличаются живостью и разнообразием. Рядом с энергичной Женей – рассеянный и вялый командир «южан», рядом с горячим и стойким Гавриком – малодушный и рыхлый толстяк Сережа (его отлично играет А. Кудрявцева). Правда, не все образы пионеров подробно разработаны автором и многое в этом смысле додумано и доделано актерами под руководством постановщика спектакля И. Раппопорта. Хочется, чтобы пьесы о наших детях, в том числе и комедия, еще глубже раскрывали перед нами детский характер, сложный мир детской души, показывали его с той психологической конкретностью, которая считается необходимой, когда речь идет о пьесе со «взрослыми» героями.
Наши юные зрители давно уже мечтают о хорошей современной комедии. Их, как известно, почти нет. Послевоенная тема вообще отсутствует в детской драматургии. Не использована она и в комедии.
Сергей Михалков, создавший вместе с Центральным детским театром уже второй комедийный спектакль, делает очень нужное дело. Нельзя сказать, что в новом спектакле полностью решена задача создания современной комедии для детей. Проблема положительного героя, характер юмора и сатиры в детской комедии и многие другие вопросы продолжают требовать пристального внимания от драматургов, и никто не думает, что их можно разрешить силами одного автора и в одном произведении. И нет сомнения, что новая пьеса С. Михалкова – очень интересный и важный факт на пути к созданию детского комедийного спектакля.
Достоинство пьесы «Особое задание» в том, что она преподносит зрителю мысли автора ненавязчиво, без сухих нравоучений и дидактики, которые всегда вредят искусству, а в театре для детей становятся вдвойне непереносимыми. Идея дружбы, товарищества, осуждение малодушия, мысль о необходимости преодолевать трудности – словом, все то, что хочет сказать автор своим зрителям, вытекает из самого действия, из сюжета пьесы. Моральные и психологические мотивы, затронутые в пьесе, настолько актуальны и жизненно важны для детской аудитории, что придают спектаклю несомненное воспитательное значение.
Постановка выдержана в светлых, мажорных тонах. Оформление со вкусом, изобретательно выполнено художником Б. Матруниным, оно подчеркивает жизнерадостное звучание спектакля, радующее не только юных, но и взрослых зрителей».
"Литературная газета", 1946, № 48 (30, ноябрь), с. 4).