"А я - привык. Все те, кто не привыкли..."

"... по-польски згинули, по-украински зныкли".


60 лет назад никто не мог помешать польским рабочим бороться за пятилетний план:
«Процесс в Познани
Спустя три месяца после трагических познанских событий в воеводском суде нашего города 27 сентября начались первые процессы лиц, обвиняемых в убийствах, в нападении с оружием в руках на государственные и общественные здания, грабеже общественного и гражданского имущества.
Эти процессы вызывают естественный интерес не только у жителей Познани. Оба зала суда, где одновременно идут судебные заседания, заполнены до отказа. Здесь рабочие познанских заводов, польские и иностранные журналисты. Среди последних – представители агентств Рейтер, АДН, Юнайтед Пресс, Франс Пресс, корреспонденты газеты, радио и телевидения.
С большим вниманием следят за судебным разбирательством известные юристы. Для сведения президента США, который на днях выразил беспокойство о «справедливом и открытом» разбирательстве дел в Познани, можно привести такие имена, как известный английский юрист, депутат палаты общин от лейбористской партии Фред Элвин Джонс, профессор уголовного права университета в Монпелье (Франция) Альфред Легаль, представитель Бельгийского общества борьбы за права человека, юрист Жюль Вольф.
… Подсудимые Юзеф Фольтынович, Казимир Журек, Ежи Срока. Они участвовали в убийстве безоружного работника органов общественной безопасности капрала Зигмунта Издебного на Познанском вокзале 28 июня. Кто они, эти люди? Против обвиняемого Журека еще с мая ведется следствие по другому делу. Срока несколько лет назад был уличен в краже часов. Теперь они изворачиваются, юлят, пытаясь смягчить свою вину.
Но обвиняемым трудно уйти  от фактов. И, стремясь спасти себя, они выдают друг друга, приводят подробности преступления, свидетельствующего и безграничном цинизме и разложении преступников.
… Во втором зале слушается дело девяти подсудимых. С оружием в руках они участвовали в нападении на здание Управления общественной безопасности и тюрьму, в грабеже магазинов. На судебном столе вещественные доказательства: винтовки и другое оружие, многочисленные «трофеи» - награбленные вещи.
Мелкие воришки и грабители, ненавидящие народный строй, привыкшие действовать под покровом ночи! 28 июня, воспользовавшись сложившимися в городе трудностями, они выползли на дневной свет, чтобы вершить черные дела.
Вслушиваясь в показания подсудимых, нельзя не вспомнить о потоках клеветы на Польшу. После трагических событий в Познани буржуазные реакционные писаки, апологеты холодной войны, с особым усердием пытались убедить мировое общественное мнение в том, что акты насилия, ареной которых стала Познань, - якобы дело рук бастующих рабочих.
Но факты, открытые судебные процессы говорят о другом. Те, кто сел на
скамью подсудимых, - просто уголовные преступники. Они и не могли бастовать, ибо нигде не работали, не хотели честно трудиться.
… Познанские рабочие живо интересуются процессами. В их заявлениях немало горечи и по собственному адресу.
- Вот кто воспользовался нашими ошибками, бюрократической волокитой, вызвавшей обоснованное недовольство познанских рабочих, просчитались. Никто не может остановить наше движение вперед, помешать в борьбе за пятилетний план. Рабочие Познани, как и весь польский народ, видят все изменения к лучшему, что происходят в жизни нашей страны.
На народ под руководством Польской Объединенной Рабочей Партии, вопреки козням врагов мира и прогресса, будет и дальше успешно строить свою социалистическую родину. А те, кого не устраивают демократизация всей нашей жизни, преодоление вредных последствий культа личности, напрасно надеются, что им удастся обнаружить брешь в нашем едином фронте.
Антони Перловский,
польский журналист
Познань, 3 октября. (По телефону)»
"Литературная газета", 1956, № 118 (4, октябрь), с. 4).