"Мы знаем, кто в разбое виноват..."

"... Кто выкормил, вооружил бандита.
Фашистское зверье бомбило Ленинград,
А бомбы делались на деньги Уолл-стрита".


65 лет назад в СССР показчитателю героической борьбы советских людей на фронте и в тылу врага был правдивым и конкретным:
«Роман о советском казачестве
Писатель Анатолий Калинин в годы Великой Отечественной войны находился в действующих казачьих соединениях. Это и определило специфику его произведений. Герои романов Анатолия Калинина «На юге» и «Товарищи», написанных в годы войны, - донские казаки, сражавшиеся за освобождение советского Юга.
Недавно вышло из печати новое произведение А. Калинина - «Красное знамя».
В «Красном знамени» много действующих лиц. Среди них - генералы командиры различных частей, солдаты, участники партизанского подполья, колхозники. Однако ни одного из них нельзя назвать главным героем романа. Это не означает, что действующие лица романа безлики, однотипны. Автор сумел в поступках, поведении и думах людей подчеркнуть то особое и своеобразное, что определяет каждого человека как индивидуальность, сумел в каждом из них раскрыть те замечательные качества, в которых воплощаются красота и величие советского народа.
Одновременно А. Калинин показывает одну черту, свойственную большинству действующих в романе лиц и цементирующую их в единый могучий коллектив. Это - сильно развитое чувство личной ответственности за судьбу страны, за исход войны.
Лето 1942 года. Отступая, Красная Армия в жестоких боях изматывала врага, мужала, крепла духом.
Уверенность в том, что неудачи Красной Армии носят временный характер, что разгром врага неминуем, была безграничной и органической. Она жила в сознании людей, направляла их волю, определяла поведение. Автор проникновенно выразил это в беседе бойца Андрея Рубцова с отцом.
« - Неустойка? - спрашивал отец у Андрея.
- Одни мы. Сами воюем, - отвечал Андрей.
- А на кого же нам ещё надеяться, как не на себя? - с удивлением говорил Тимофей Тимофеевич. - На Америку? На англичан? Так они испокон, известно, чужими руками мастера воевать».
Видная роль отведена в романе капитану Батурину. Образ его нарисован с предельной психологической убедительностью. Батурин - положительный герой не потому, что так хочется автору, а в силу собственного душевного склада, мировосприятия, в силу личного поведения и поступков.
Скупой на слова, скромный, мечтающий о работе сельского учителя, Батурин - вдумчивый, мужественный и отважный командир, с развитым чувством ответственности перед страной, перед народом.
Таков и верный помощник Батурина - политрук Хачим Тиунов. Образ его выписан тепло. По натуре своей Тиунов - душевно мягкий, даже лирически настроенный человек.
Характерная черта Батурина и Тиунова - безграничная вера в советского человека, умение благодаря этому распознавать людей.
Большое достоинство писательской манеры А. Калинина в том, что он без громких слов, без деклараций, зачастую скупыми мазками умеет показать то, что составляет для советских людей естественный смысл их бытия, закон поведения.
Отрезанные от своих, Андрей Рубцов и связистка Саша Волошина пулемётным огнём сковывали атаку немецких гренадёров, пока их батальон не перешёл в контратаку. Командование пригласило героев для вручения им орденов. На армейском КП генералы чествуют героев, а те... недоумевают. По их собственному мнению, они ничего не совершили, их поступок был самым заурядным.
« - Люди меня хвалят, а мне кажется, что это они наперёд, и надо... ещё... перед народом оправдаться, - говорит Андрей генералу Акимову. - Будто в должок перед людьми входишь...
- Это ты правильно сказал: народу мы задолжали, - согласился Акимов. - Вы... поменьше, а вот мы, - он посмотрел на члена военного совета, - побольше».
Раскрывая всенародный характер борьбы против фашистских захватчиков, Анатолий Калинин, естественно, стремился нарисовать и картину героического сопротивления в тылу врага.
Для работы в подполье оставлен на захваченной врагом территории Павел Щербинин-Сухарев.
Автор показал, каким образом для партийной подпольной работы Павел добровольно проник в гитлеровский концентрационный лагерь. Мужественным поведением подчёркивая честь и достоинство советского человека, он сразу завоевал доверие и уважение заключённых.
Приходится, однако, констатировать, что картины партизанского подполья в романе не получили необходимого развития. Сухарев организовал сопротивление и побег пленных Но об этом читатель узнаёт лишь со слов самого Павла. Автор оставляет читателя в полном неведении об обстоятельствах побега, о судьбе его участников и т. д. Бледно показана и участница партизанской борьбы Анна Луговая. Вместе со всем населением она уходит из оставляемого армией города, но вдруг поворачивает обратно и, ещё в полной мере не осознав своего собственного поступка, идёт в обком. Ей удалось уговорить секретаря обкома оставить её в подполье. Решение, как видим, неожиданное для обоих и в романе слабо мотивированное.
Как переводчица в лагере военнопленных, Анна должна служить связующим звеном между Павлом и комитетом. Однако деятельность Анны ограничивается передачей Павлу записки, а затем уведомлением его о том, что Крутицкий - предатель, о чём, кстати говоря, сама она узнала чисто случайно. Больше Анна Луговая в романе не появляется. Последние сведения о ней читатель получает от Павла: выполняя задание, Анна переправилась через залив. И опять читатель не видит её в действии.
О комитете, который направлял партизанское движение, читатель узнаёт также лишь со слов Павла, чего, конечно, недостаточно.
Обойдён в романе секретарь обкома Александр Александрович. После того как мы видели его беседующим с Павлом, а затем с Анной, он кратковременно появляется уже в качестве члена Военного Совета. В действии он не показан: кто и как осуществляет на оккупированной территории партийное руководство, неизвестно, да оно вообще и не чувствуется в романе. Это серьезный недостаток произведения.
События, описанные в романе, показаны несколько изолированно, в отрыве от событий на других фронтах Отечественной войны. Однако, несмотря на это, роль казачьих соединений в Отечественной войне, их высокий патриотизм, военная доблесть отображены в романе ярко, впечатляюще, художественно убедительно.
Роман написан живым, колоритным языком. Анатолий Калинин находит характерное слово, свежую деталь, хорошо чувствует природа. Тем более обидно, что в романе встречаются стилистические шероховатости.
«Красное знамя» - яркое, свежее, волнующее произведение, которое, несомненно, будет пользоваться успехом у читателей. Правдивый, конкретный показ героической борьбы советских людей на фронте и особенно в тылу врага имеет огромное политико-воспитательное значение.
С. Пайкина».
("Смена", 1951, № 20 (октябрь), с. 21).