"И — остров, зелёный в багряном, откуда летела заря…"

"… Где Тито стоял над Ядраном,
О будущем с ним говоря".


65 лет назад и югославская модель социализма не спасала бетономешалки с перфораторами от вандализма трудящихся :
«Непокоренный народ
Л. Баранов
Трудящиеся Югославии горячо любят Советский Союз, его народы, его культуру.
Верный друг советского народа, пламенный патриот своей родины Арсо Иованович говорил: «На священной земле нашей родины, в Сербии, на белградских улицах, в Среме пролита братская кровь советских воинов. Из совместно перенесенных страданий и пролитой крови родилось нерушимое братство и единство двух славянских стран. Это единственно правильная внешнеполитическая ориентация, отвечающая вековым стремлениям, культурному и историческому развитию наших народов. Это единственная гарантия того, что наши народы будут спасены от национальных катастроф, каких немало было в нашей тяжелой истории».
Фашистские палачи убили славного сына югославского народа Арсо Иовановича, но они не убили и не в силах убить любовь югославского народа к Советскому Союзу. На смену народному герою поднялись на борьбу против титовской шайки предателей сотни, тысячи югославских патриотов.
- Мы будем до конца со Сталиным, с Советским Союзом, - бросил в лицо своим палачам студент Загребского технического училища.
«Чем больше меня мучают, тем больше я их ненавижу»… - пишет из тюрьмы 18-летний рабочий, схваченный агентами Ранковича при распространении антититовских листовок.
Клика Тито-Ранковича лишила югославских рабочих и трудящихся крестьян всех их демократических завоеваний, обрекла их на эксплуатацию, голод и нищету, каких не знали народы Югославии даже в самые мрачные годы своей истории.
«Мне уже больше 50 лет, - говорит бежавший в Албанию от фашистского террора депутат вече национальностей народной скупщины Югославии.- Я жил в Югославии еще в царствование короля Петра и утверждаю, что угнетение и террор, царящие в настоящее время в Югославии, не только могут сравниться с этим монархическим режимом, но и значительно превосходят все кровавые режимы, которые когда-либо существовали в мире».
В обстановке неслыханного террора ведут югославские патриоты борьбу против фашистско-гестаповского режима и его правителей. И в первых рядах борцов выступает рабочий класс. Как сообщают газеты югославских революционных эмигрантов, тысячи рабочих покидают предприятия. Так, на нефтеперегонном заводе в Сисаке ежедневно не выходит на работу свыше 25 процентов рабочих.
Югославские рабочие хорошо знают, кто является главным виновником всех несчастий трудящихся. И они все более усиливают сопротивление внутренней и внешней политике фашистов, узурпировавших власть в стране. В конце прошлого года рабочие взорвали электростанцию и вывели из строя фабрику «Звечан» в Косовской Митровице. Эта фабрика работала на военные нужды. В ночь с 17 на 18 января нынешнего года в Скопле загорелся склад табака, приготовленного для вывоза в Швейцарию.  11 молодых рабочих, схваченных за поджог фабрики в Белграде, заявили на суде: «Мы боролись за свержение фашистского режима в стране».
Рабочие портят машины, снижают производительность труда. В Зенице, на строительстве предприятий, предназначенных для производства военных материалов, патриоты вывели из строя 22 бетономешалки, 9 перфораторов и 12 кранов. Строители гидроэлектростанции «Маврово» уничтожили 8 камнедробилок, 4 трактора, 2 паровоза, 15 компрессоров и 8 бульдозеров.
Фашистские правители Югославии получают американское оружие в обмен на пушечное мясо, которое они с холуйской угодливостью обещают предоставить для подготовляемой войны против СССР и стран народной демократии. Югославские рабочие всеми способами стремятся помешать этой торговле кровью. За короткий срок железнодорожники сорвали доставку более 140 вагонов с военным снаряжением, полученным титовцами от американцев. Был пущен под откос состав с американским вооружением, следовавший в Югославию через Австрию. Несмотря на террор, сопротивление железнодорожников становится все более решительным.
На борьбу против фашистской клики Тито и ее англо-американских хозяев поднимаются также моряки и портовые рабочие. В Сплитском порту рабочие отказались разгружать пароход с американским вооружением. Югославские патриоты сожгли два судна, на несколько месяцев задержали ремонт кораблей «Шабац», «Подгора», «Герцеговина», «Горица» и других.
Самоотверженно борется против титовского режима рабочая молодежь. Она уклоняется от мобилизации на фабрики и заводы, срывает производство военных материалов и добычу стратегического сырья, бойкотирует допризывное и вневойсковое обучение. Юные патриоты заявляют, что никогда не поднимут оружия против своего лучшего друга и освободителя – Советского Союза и стран народной демократии. 12 тысяч студентов Белградского университета отказались сдавать экзамены по допризывной подготовке. С каждым днем все больше становится в стране нелегальных организаций молодых революционеров.
Размеры этого патриотического движения настолько внушительны, что даже видавшая виды титовская печать вопит: «Недостаточное участие рабочей молодежи в допризывном обучении представляет самую серьезную проблему».
Вместе с рабочими против милитаризации страны, за мир, за разгром титовского фашистского режима выступает трудовое крестьянство. В селах Клоки, Белосавцы и Трнава Опленацкого уезда крестьяне воспротивились грабительским заготовкам.
Усиливается антивоенная пропаганда в армии. В одной из казарм Пожареваца на стене появился лозунг: «Товарищи! Оружие в наших руках. Мы никогда не повернем его против нашего народа, против Советской Армии – нашей освободительницы!»
В рядах борцов патриотического движения немало представителей интеллигенции.  Фашистские палачи заключили в тюрьмы и концентрационные лагери многих писателей только за то, что они оставались преданными своему народу, Советскому Союзу, верными великому лагерю мира и демократии.
Волна народного гнева нарастает с каждым днем. Чтобы хоть как-нибудь оправдать в глазах народа политику военного психоза и подготовки новой войны, югославские фашисты усиливают клевету на СССР и страны народной демократии. Они действуют при этом в полном согласии со своими хозяевами – англо-американскими империалистами.
В демагогических целях титовцы сколотили так называемый «Югославский национальный комитет защиты мира». Эта милитаристская, поджигательская организация изо дня в день занимается клеветой и нападками на всемирное движение сторонников мира. При белградском радио и центральных газетах созданы специальные бюро, которые фабрикуют лживые сообщения о СССР и странах народной демократии, о всех сторонниках мира. В бюро собрано свыше 400 продажных журналистов, клеветников всех мастей, во главе со злейшими врагами югославского народа – фашистом Джиласом и жалким карликом Моше Пьяде. Бандиты пера, они пытаются вселить сомнение в возможность победы сторонников мира и цинично оправдывают поджигателей войны.
Грязная газетенка «Книжевне-Новине» уже несколько лет предоставляет свои страницы самым отъявленным клеветникам из среды националистической буржуазной интеллигенции, продавшейся за чечевичную похлебку англо-американцам. Гнусные моськи типа Лалича чернят успехи Советского Союза и стран народной демократии. Жалкие потуги! Народы Югославии дорожат братской дружбой с великим советским народом, с трудящимися стран народной демократии и со всеми свободолюбивыми народами мира. Они не дадут обмануть себя грязной клеветой, их не запугают пытками янычары Ранковича.
Очевидцы рассказывают, что, когда фашистский министр Черногории на собрании крестьян в Лиевой Риеки начал клеветать на Советский Союз, поднялся 70-летний старик Ради Милошевич и смело  крикнул в лицо фашисту: «Никогда вам, выродкам, не удастся оторвать нас от Советской России и Сталина!»
Эти слова повторяют все югославские патриоты. Предательская кучка шпионов и убийц будет сметена с лица земли народным гневом, гневом священным и беспощадным. Югославский народ найдет пути к своей свободе и счастью!»
("Литературная газета", 1951, № 106 (6, сентябрь), с. 4).