"… На Спасской башне полночь бьют часы.
Неторопливо тронул вождь рукою
Годами убеленные усы…"
65 лет назад рвали жопу за дело дебилизации молодого читателя советские детские библиотекари:
«На школьные темы
Библиотека в жизни школьника
В библиотеку заходит мальчик. Он робко спрашивает:
- Можно мне записаться?
- Можно, - ободряюще улыбается библиотекарь. – В каком ты классе?
- В первом.
- Читать уже умеешь?
- Умею.
- Как тебя зовут?
- Сережа.
После оформления записи нового читателя приступают к выбору книг.
- Хочешь прочитать книгу Кононова: «Шалаш»? В ней рассказывается о том, каким был Ленин в детстве.
- Хочу, - доверчиво отвечает мальчик.
Проходит два года… Сережа уже один из частых посетителей библиотеки. Возвращая книгу В. Катаева «Пионер», он спешит поделиться впечатлениями о прочитанном.
- Интересная книга, тетя Нина. Я вам картинку нарисовал.
- Это что же, танк стреляет?
- Нет, это не танк! Это корабль!
- А что с матросом случилось, ты помнишь?
- Его убили, а знамя он все-таки спас и отдал на хранение Пете.
- Хочешь прочитать книгу о пионерах, которые берегут честь своего знамени?
Сережа берет книгу Воронковой «Село Городищево».
Еще через год-два подросток, ученик 6-го класса, просит:
- Нина Илларионовна, мне срочно надо литературу о странах народной демократии.
Еще через год у витрины книг «Боевой путь комсомола» стоит юноша. Его выбор останавливается на книге И. В. Сталина «О задачах комсомола».
- Прочти и эту книгу, - указывает Нина Илларионовна на «Мужество» Кетлинской.- Это о строительстве Комсомольска, о том, как комсомольцы с честью выполнили задание И. В. Сталина.
Она раскрывает книгу и зачитывает отдельные места.
- Я возьму эту книгу, - говорит Сережа, и отдает библиотекарю отзыв на книгу Бабаевского «Кавалер Золотой Звезды».
«Роман мне понравился», - читает Нина Илларионовна. - «В образе Сергея Тутаринова показан простой советский человек, организовавший вокруг себя сплоченный коллектив, который идет к коммунизму путем борьбы, преодолевая пережитки старого в сознании отдельных членов этого коллектива».
Путь Сережи типичен для большинства юных читателей, пришедших в библиотеку.
От неопределенного запроса на книгу он постепенно переходит к сознательному выбору литературы, от несложного впечатления о прочитанном, переданного в рисунке, до содержательного изложения мысли в отзыве на книгу. Это – путь целеустремленного, идейно-направленного, вдумчивого чтения.
…
Е. Чуйко,
директор областной детской библиотеки».
("Восточно-Сибирская правда", 1951, № 209 (5, сентябрь), с. 3).