"Плывет луна над тихою Москвою…"

"… На Спасской башне полночь бьют часы.
Неторопливо тронул вождь рукою
Годами убеленные усы…"


65 лет назад рвали жопу за дело дебилизации молодого читателя советские детские библиотекари:
«На школьные темы
Библиотека в жизни школьника
В библиотеку заходит мальчик. Он робко спрашивает:
- Можно мне записаться?
- Можно, - ободряюще улыбается библиотекарь. – В каком ты классе?
- В первом.
- Читать уже умеешь?
- Умею.
- Как тебя зовут?
- Сережа.
После оформления записи нового читателя приступают к выбору книг.
- Хочешь прочитать книгу Кононова: «Шалаш»? В ней рассказывается о том, каким был Ленин в детстве.
- Хочу, - доверчиво отвечает мальчик.
Проходит два года… Сережа уже один из частых посетителей библиотеки. Возвращая книгу В. Катаева «Пионер», он спешит поделиться впечатлениями о прочитанном.
- Интересная книга, тетя Нина. Я вам картинку нарисовал.
- Это что же, танк стреляет?
- Нет, это не танк! Это корабль!
- А что с матросом случилось, ты помнишь?
- Его убили, а знамя он все-таки спас и отдал на хранение Пете.
- Хочешь прочитать книгу о пионерах, которые берегут честь своего знамени?
Сережа берет книгу Воронковой «Село Городищево».
Еще через год-два подросток, ученик 6-го класса, просит:
- Нина Илларионовна, мне срочно надо литературу о странах народной демократии.
Еще через год у витрины книг «Боевой путь комсомола» стоит юноша. Его выбор останавливается на книге И. В. Сталина  «О задачах комсомола».
- Прочти и эту книгу, - указывает Нина Илларионовна на «Мужество» Кетлинской.- Это о строительстве Комсомольска, о том, как комсомольцы с честью выполнили задание И. В. Сталина.
Она раскрывает книгу и зачитывает отдельные места.
- Я возьму эту книгу, - говорит Сережа, и отдает библиотекарю отзыв на книгу Бабаевского «Кавалер Золотой Звезды».
«Роман мне понравился», - читает Нина Илларионовна. -  «В образе Сергея Тутаринова показан простой советский человек, организовавший  вокруг себя сплоченный коллектив, который идет к коммунизму путем борьбы, преодолевая пережитки старого в сознании отдельных членов этого коллектива».
Путь Сережи типичен для большинства юных читателей, пришедших в библиотеку.
От неопределенного запроса на книгу он постепенно переходит к сознательному выбору литературы, от несложного впечатления о прочитанном, переданного в рисунке, до содержательного изложения мысли в отзыве на книгу. Это – путь целеустремленного, идейно-направленного, вдумчивого чтения.
Е. Чуйко,
директор областной детской библиотеки».
("Восточно-Сибирская правда", 1951, № 209 (5, сентябрь), с. 3).