"Спасти желая Гоминьдан, банкиры-торгаши…"

"…Бросали деньги в старый чан —
Бездонный чан-кай-ши.
Но все, что дали янки —
Орудия и танки,
И банки молока,
Табак, автомобили, —
В боях перехватили
Народные войска".
  

65 лет назад лучшие зарубежные фильмы того времени легко находили дорогу к советскому кинозрителю:
«Кино
«Стальной солдат»
«Стальной солдат». Автор сценария – У Чжао-ги, Су Ли, У Инь, режиссер – Чен Инь, оператор – Ван Чунь-чуань, главный художник – Лу Гань, композитор Чжан Го-чан. Производство Дунбейской киностудии. 1950 год.
Волнующую страницу в летописи героической борьбы китайского народа за свое освобождение открывает перед зрителями художественный фильм Дунбейской киностудии «Стальной солдат».
Сюжетом для картины послужил один из эпизодов войны Народно-освободительной армии с гоминдановцами.
Гоминдановские войска, несмотря на объявленное перемирие, вероломно нападают на один из освобожденных районов Китая. Полк Народно-освободительной армии временно отходит, демонтировав военный завод и спрятав в горах его оборудование. Взводу бойцов под командой коммуниста Чжан Чжи-цзяна поручено прикрыть отход полка. Горсточка отважных патриотов задерживает врага. Окруженные превосходящими силами гоминдановцев, бойцы Народной армии сражаются до последнего патрона и погибают в рукопашной схватке.
В плен попадает раненый командир Чжан, старик-повар Лао Ван и мальчик связист Сяо Лю. Тюрьма, голод, провокация, пытки, угроза смерти и самая смерть не сломили мужества патриотов. Они не выдали тайны спрятанного завода.
…Гоминдановский офицер, перепробовав все способы вырвать у пленников нужные ему сведения, исступленно кричит:
-  Я не могу понять, почему вы, коммунисты, такие упорные…
То, что непонятно врагу и изменнику народа – горячая любовь к своей родине, - живет в душе китайского простого человека и делает его героем. Глубоко волнуют и запоминаются эпизоды фильма, показывающие мужество и стойкость борцов за свободу и независимость своей родину – будь то солдат доблестной 8-й Народной армии, крестьянин или подросток.
Чтобы заставить заговорить истерзанного , но не сломленного пытками Чжана, к нему приводят его старую мать и маленького сына. Их грозят убить всех троих, если Чжан не скажет, где спрятано оборудование.
- Сыночек, - просит Чжана старая женщина, - не говори им ничего. Умереть с честью не страшно…
Когда Чжану удается бежать из тюрьмы, его прячут крестьяне, узнавшие, что он из славной 8-й Народной армии. Гоминдановцы, разыскивая Чжана, хотят сжечь деревню, расстрелять группу неповинных жителей. Но и под угрозой разорения и смерти крестьяне молчат, не выдают командира.
Попавший в плен мальчик-связной выносит пытки, не поддается на провокацию и умирает, как герой, поражая своим мужеством гоминдановских солдат.
Что поддерживает этих людей, израненных и беззащитных в зверином логове наемных бандитов? Что укрепляет в них стойкость и упорство в сопротивлении врагу?
Сознание, что за ними стоит весь многомиллионный народ Китая, славная коммунистическая партия, сплотившая его на борьбу за новую, светлую жизнь, народный вождь Мао Цзе-дун, сознание, что они выполняют высокий и благородный долг, дает им силы презирать врага, побеждать страх смерти.
Героику недавних сражений, пафос борьбы и победы запечатлевает киноискусство демократического Китая. Свежи еще в памяти картины боевых дней. Артистам, занятым в фильме, во многом приходится играть самих себя, жизнь, поступки и чувства свои и своих близких. В этом фильме, как и в других, виденных ранее китайских кинокартинах, нас глубоко трогает и волнует искренняя, простая, проникновенная игра китайских артистов.
Образ стального солдата – коммуниста Чжана – объединяет в себе лучшие черты великого народа Китая. Преданность родине, мужество в борьбе, стойкость перед лицом опасности, верность в дружбе, скромность в личной жизни – все эти качества вызывают в советском зрителе чувство восхищения и горячей симпатии к героическим сынам и дочерям великой страны.
Артист Чжан Пин, играющий командира Чжана, знаком нам по китайской кинокартине «Искры». И здесь он дает благородный образ человека, преданного делу великой коммунистической партии. Строгую игру и скупой жест артист освещает внутренним огнем, глубоким чувством.
Артист Ду Дэ-фу с большой теплотой и мягкостью играет повара Лао Вана, который с отеческой заботой относится к бойцам подразделения. Артист тонко показывает, как проницательность старика помогает пленникам раскрыть провокацию.
Юный артист Сунь Юй по-детски непосредственен и задорен в роли связиста Сяо Лю.
Меньше удались отрицательные персонажи фильма. Они часто схематичны и условны.
Привлекает внимание музыка композитора Чжан Го-чана. То захватывающая высокой героичностью, то гневная, то ликующая и победная, она помогает раскрыть и глубже почувствовать лучшие эпизоды фильма.
 Фильм «Стальной солдат» убедительно говорит о том, что народ Китая победил потому, что был единым и сплоченным в великой борьбе, потому что народная армия и тыл составляют в Китае неразрывное целое, потому, что его борьбой руководили великие идеи Ленина-Сталина.
Живой и вдохновляющий пример для всех угнетенных, борющихся за свою свободу и счастье, за независимость своей родины – в этом основное значение фильма, который смотрится с глубоким волнением и неослабевающим интересом.
В. Зорина».
("Советский Сахалин", 1951, № 156 (5, июль), с. 2).