"Художников развязная мазня, поэтов выспренняя болтовня..."

"… Гляжу на это рабское старанье, 
Испытывая жалость и тоску;
Насколько лучше - блеянье баранье,
Мычанье, кваканье, кукуреку".
  

65 лет назад среди советских художников еще слабовато были развернуты критика и самокритика:
«Перестроить работу художников Сахалина
Советское изобразительное искусство – самое передовое, самое прогрессивное, глубоко народное искусство. Оно идет в своем развитии по пути социалистического реализма.
За последние годы, после опубликования исторических решений ЦК ВКП(б) по идеологическим вопросам, советские художники добились новых успехов. Об этом свидетельствуют всесоюзные и республиканские художественные выставки, проходящие ежегодно в нашей стране, и присуждение Сталинских премий авторам выдающихся произведений изобразительного искусства.
Глубокие идеи Ленина-Сталина выражаются  в крупных живописных скульптурных и графических произведениях. С большой внутренней силой раскрываются в них образы великих вождей революции, значительные события, происходящие в нашей стране, показываются в широком обобщении люди нашей эпохи – строители коммунизма…
… Трудящиеся Сахалина и Курильских островов ждут от работников искусства и в первую очередь, от художников, создания произведений, отражающих огромные преобразования в жизни области, показывающих советского человека во всем его величии, как созидателя коммунизма.
В области живет и работает группа молодых способных художников, получивших высшее и среднее художественное образование в советских учебных заведениях. Они приехали на Сахалин для осуществления своих творческих планов…
…Особые требования следует предъявить к художнику П. Погодину, работающему в нашей области на протяжении шести лет. Он видел первые дни освобождения южной части острова, перед его глазами прошли все значительные перемены в экономической и культурной жизни области, что давало ему возможность создать яркие, глубоко запоминающиеся произведения. Правда, мастерство П. Погодина за это время поднялось. Художник тоньше начинает понимать живопись, правильно откликается на события, берет верные темы. Но беда в том, что он не проникает в глубину событий, не работает упорно, как драматург, над развитием поднятой темы, не создает запоминающихся образов.
Работа П. Погодина «Чехов в селе Владимировка», экспонирующаяся в областном краеведческом музее, страдает серьезными недостатками. Дорогого всему нашему народу образа Чехова у художника не получилось. Зрителю неясен сюжет картины, непонятно, с кем и о чем беседует человек в шляпе, так как художник не показал даже внешне характерные черты Чехова и окружающих его людей и не пошел дальше, чтобы сообщить зрителю внутреннюю характеристику персонажей композиции. Поэтому, картина не волнует зрителя, не дает ему пищи для размышлений.
Последний пейзаж Погодина, посвященный строительству на Сахалине, отмечен некоторыми элементами натурализма, не чувствуется типического обобщения.
Художник излишне распыляет свои силы. За эти годы он выполнил ряд композиционных работ и ни одну из них не довел до полного завершения, а при известном усилии он мог и может этого добиться.
Серьезные замечания были сделаны художнику Б. Шахназарову на творческой конференции художников Восточной Сибири и Дальнего Востока, прошедшей год назад. Художник некритически относился к своей живописи, в его работе имелись элементы формализма, уводящие его от реалистического восприятия жизни. После длительной творческой командировки и работы на подмосковной академической даче в творчестве художника заметны большие сдвиги. Он может и должен создать сейчас полноценные произведения о Сахалине и его людях.
Не развернули еще своих творческих способностей художники А. Кац и Н. Мухо. Получившие серьезную академическую школу, эти художники обладают значительными профессиональными данными…
… Среди художников слабо развернута критика и самокритика, творческие отношения подчас носят не принципиальный, а приятельский характер, что порождает невзыскательность к выполняемым работам. Поэтому, на заседаниях художественного совета товарищества зачастую принимаются низкие по исполнению работы. Эскиз оформления комнаты сказок Южно-Сахалинского лома пионеров и школьников свидетельствует об этом. Автор эскизов М. Паньков сделал их без ясной творческой мысли. Каждая стена комнаты существует самостоятельно. В целом оформление не создает увлекательного сказочного мира, столь понятного и близкого ребенку. Увлекшись раскраской, автор не нашел средств для живописного и графического выражения иллюстрируемых сюжетов. Сказка Маршака «12 месяцев» решена с художественных позиций очень примитивно. Вместо изображения запоминающихся образов каждого месяца, на персонажах сделаны надписи «Январь», «Февраль» и другие. Пушкинская сказка «О попе и работнике его Балде» оформителем сделана слабо. Тем не менее члены художественного совета не помогли автору, не указали ему на серьезные недоработки и допустили панно к обозрению в доме, призванном воспитывать эстетические вкусы у наших детей…
… Задача сахалинских художников – повышать свое мастерство, создавать произведения, волнующие зрителя, поднимающие его культуру, воспевать в своих работах советского человека, строящего новую жизнь, писать прекрасные, обновленные рукой советского человека пейзажи, пропагандировать советское искусство. Идти вместе с народом, силой художественных образов вести за собой народ к вершинам социалистической культуры – что может быть благороднее для наших художников!
Художник Ин. Горбунов».
("Советский Сахалин", 1951, № 133 (8, июнь), с. 3).