"Вселенной управляет ритм…"

"… Юнец танцует вислоухий, 
и зуб брильянтовый горит
в оскале хищном потаскухи..."


65 лет назад многое можно было простить советской пьесе за оптимистичность и хороший, бодрый ритм.
«Театр
«Правая рука»
Постановка Иркутского театра музыкальной комедии
Автор текста В. Типот свою пьесу «Правая рука» посвятил разоблачению эгоизма, индивидуалистических тенденций, зазнайства. Молодой советский инженер, воспитанник транспортного института Борис Востряков находит новое решение высокопроизводительной механизированной горки для сортировки товарных составов. Но Борису присущи самонадеянность, надменность. На все окружающее он смотрит свысока, в том числе и на любимую девушку – Лизу – товарища по учебе, также молодого инженера-транспортника. В мечтах о грядущем Борис отводит будущей жене роль всего лишь своей «правой руки».
В дальнейшем, однако, выходит так, что «правая рука» становится начальником станции, а Борис за неудовлетворительное руководство и высокомерное обращение с людьми снижается в должности и назначается помощников Лизы.
Лиза обнаруживает незаурядную силу и красоту души, твердость и прогрессивность убеждений. При помощи комсомольского коллектива она помогает Борису вовремя выбраться из топи самолюбия и мещанской ограниченности, в которой он завяз. Такова фабула пьесы.
Центральным образам Лизы и Бориса сопутствует ряд жизненных, в своем роде, оригинальных персонажей.
Не все в пьесе показано глубоко и мотивированно, особенно когда речь идет о процессе идейной перестройки действующих лиц. Уж слишком равнодушно встречает Борис известие о том, что Лиза решила отказаться от взлелеянного ими плана получить аспирантуру в Москве. Мало убеждает и скоропалительный процесс «исправления» Бориса. Трудно поверить также в столь быстрое и безболезненное решение Лизы бросить облюбованную ею мысль о научной деятельности в столице и ехать работать на линию.
Странно выглядит «веселье» советской студенческой молодежи на товарищеской вечеринке в честь окончания высшей школы. Суматоха, поднятая вокруг избрания «королевы пиршества», несколько обедняет представление о нашей молодежи. Два-три штриха, подчеркивающих свойственные советской молодежи культурные интересы, были бы весьма к месту.
Однако и при этих изъянах пьеса, идейно направленна. Она раскрывает важную тему воспитания морали советского человека. Сюжет ее современен. Пьеса ценна своей оптимистичностью, хорошим, бодрым ритмом.
Музыка «Правой руки», написанная композиторами Б. Александровым и М. Матвеевым, в основном носит черты советского песенного стиля, приятна и мелодична, но не блещет самобытностью. Мелодии, которые во время исполнения воспринимаешь, как нечто цельное и гармоничное, быстро испаряются из памяти.
Актерский состав и режиссер И. Л. Орловский правильно сделали акцент на жизнерадостности. Спектакль получился поэтому увлекательный, брызжущий весельем. Особенно показательна в этом отношении роль бывшего машиниста Ивана Гавриловича Шишкина, которую с чувством подлинного юмора проводит артист Б. М. Туф. Н нам кажется, что Гаврилыч получился слишком уж насмешливым. Нельзя, конечно, сказать, что Б. М. Туф совершенно обошел мягкие, лирические грани роли. Зритель замечает это, например, когда Гаврилыч тепло вспоминает об умершем друге – машинисте Корецком и когда Гаврилыч, не поняв слов Лизы, на миг вообразил себя уволенным и, стало быть, в его понятии – выброшенным из жизни. Но дело в том, что у артиста нехватило более ярких красок, еще более теплых ноток для подчеркивания этих тонких деталей.
Роль наивного мечтателя Коржикова нашла удачного исполнителя в лице артиста Н. К. Каширского, создавшего впечатляющий комический образ. Артист счастливо одарен способностью казаться удивительно простодушным и непосредственным. Именно это придает особую убедительность многим моментам роли. Особо следует остановиться на остро комедийном танце «болельщиков футбола», мастерски исполненном обоими артистами.
Роли центральных героев пьесы, пожалуй, вышли бледнее. В наибольшей степени замечание это должно быть адресовано артистке И. Е. Поповой. Для наблюдавшего артистку в различных ее ролях, заметно однообразие ее средств выражения в любой роли. Характер интонации, налет некоторой мелодраматичности, жесты – все это переносится из роли в роль. Справедливость требует, однако, отметить несомненный рост вокального мастерства артистки.
Молодой актер М. Я. Боннер заметно растет. Характеристика Бориса первой половины спектакля – порывистого, заносчивого юноши – удалась артисту. Н в особо ответственных в драматическом отношении местах – речь идет хотя бы об остром конфликте между Борисом и Лизой после получения телеграммы о понижении Бориса в должности – актеру нехватает мастерства и необходимой драматической выразительности.
Как вокалист, Боннер проявил себя весьма слабо.
Артистка Н. П. Алексеева создала привлекательный образ, полной энергии, чистой и искренней душой советской девушки, хлопотуньи Маши Лайко, прозванной «Чижиком».
Солидный, внушительный и вместе с тем душевный, обаятельный человек – таков профессор Корецкий в исполнении артиста М. О. Снегова.
Ценное пополнение получила труппа театра в лице молодого, способного актера Б. И. Брагина – выпускника Свердловского театрального института, ярко сыгравшего роль весельчака Коркина.
Хорошо слажен общий музыкальный ансамбль, руководимый дирижером Л. З. Балло.
В. Сухиненко».
("Восточно-Сибирская правда", 1951, № 149(27, июнь), с. 2).