"А тропа - то ров, то кочка, то долина, то овраг.."

"… Ну и гонка, ну и ночка...
Грянет выстрел - будет точка,
Дремлет мир - не дремлет враг".


60 лет назад многие чувства вызывало пришедшее наконец к советскому зрителю арабское кино: 
«Кино
О слепых и зрячих сердцем
Зритель с большим интересом познакомился с первым на нашем экране египетским фильмом «Борьба в долине». Это волнующее, яркое по своей кинематографической форме повествование о жизни трудолюбивого народа Египта, о его стремлении к счастью и миру, о борьбе феллахов – египетских крестьян с крупными феодалами.
Прежде чем на экране появляются титры и зритель узнает, что кинокартина создана по сценарию Али Закани режиссером Юсеф аш-Шахином, а в главных ролях снимались артисты Омар аш-Шариф и Фатим Хамама, мы слышим своеобразный пролог – рассказ героя фильма Ахмада.
Еще в детстве, видя тяжелую жизнь крестьян, Ахмад задумывается, почему сахарная компания покупает всегда тростник не у них, а у паши. Он вырос, получил сельскохозяйственное образование, вернулся в родную деревню и научил феллахов выращивать хорошие урожаи, обещал им счастливую жизнь.
Образ Ахмада – честного, мужественного юноши, который сделал целью своей жизни служение народу, большая удача фильма. Суровые испытания легли на плечи молодого человека. Паша и его племянник Рияд-бей, испугавшись первого успеха феллахов, ночью открыли плотину, и вода затопила крестьянские поля. Надежда народа на лучшую жизнь гибнет вместе с посевами.
Мудрый слепой старик-шейх догадывается, чьих это рук дело. «Я слеп глазами, но ты слеп сердцем»,- говорит он паше и требует возместить убытки. Но слепые сердцем крупные землевладельцы не останавливаются ни перед чем, чтобы скрыть правду. Шейх убит, а подозрение падает на отца Ахмада.
Интересный и сложный характер создал артист Абдаль-Варис Аср, играя отца юноши. Безобидный религиозный человек, он всю свою жизнь верой и правдой служил паше и не видел, что его хозяева – враги крестьян. Эта слепота стоила ему жизни.
Молодая актриса Фатим Хамама с большим мастерством и душевной глубиной раскрывает трагедию дочери паши Амали. Она узнает правду об отце и Рияд-бее. Противоречивые чувства борются в девушке. Она не хочет видеть в отце такого же негодяя, как его племянник, но убедившись, что это именно так, решительно порывает с родным домом и уходит к Ахмаду.
Многие чувства вызывает эта картина. Зритель улыбается, видя сделанную с мягким юмором сцену первой встречи Ахмада и Амали или маленького шутника Нафи, образ которого несет большую идейную нагрузку; гнев и омерзение вызывают кадры, раскрывающие внутреннюю сущность опустошенных, циничных в делах и мыслях паши и Рияд-бея, радость и сочувствие сопутствуют с чистой, закаленной в борьбе любви главных героев фильма. Широк, если так можно выразиться, эмоциональный диапазон кинопроизведения.
Оптимистически звучит финал фильма. Ахмад нашел истинных виновников народного бедствия. И вот двое «зрячих сердцем» людей – Ахмад и Амали идут мимо старинных скульптур и сооружений навстречу новой жизни. И мы верим, что они помогут народу сделать свою древнюю страну молодой.
Первый египетский фильм на нашем экране знакомит зрителя с бытом народа, музыкой и архитектурой далекой африканской республики и служит благородному делу культурного сближения народов.
Ю. Мокеев».
("Советский Сахалин", 1956, № 92 (17, апрель), с. 4).