"Там уж не кричат о дружбе с нами, там сегодня – разговор иной…"

"… Битые в Корее и Вьетнаме,
Атомной грозят они войной…
Там
Звенят оружьем припасенным.
А у нас –
Спокоен в этот миг –
Полководец подсказал учёным,
Как богаче сделать наш язык".


65 лет назад в СССР долго кляла себя за прошлую пропаганду «гнездования слов» методист тов. Турская:
«Решительно перестроить преподавание русского языка
Исторические труды товарища И. В. Сталина о языке кладут начало подлинно-марксистскому языкознанию и являются образцом творческого развития науки. Раскрыв антинаучную сущность «нового учения» о языке Марра и его последователей, товарищ Сталин заложил прочные теоретические основы советской науки о языке, поднял ее на новую, высшую ступень.
Гениальные работы товарища Сталина помогли вскрыть крупнейшие недостатки в школьном преподавании русского языка, определить возможности его перестройки на подлинно-научных основах.
В текущем учебном году Сахалинский областной отдел народного образования начал работу по перестройке преподавания русского языка в свете указаний товарища Сталина. Этот вопрос обсуждался на августовских и январских районных учительских совещаниях. Институт усовершенствования учителей провел межрайонные совещания преподавателей русского языка, семинар руководителей методических секций, чтение цикла лекций по вопросам перестройки преподавания русского языка для учителей, курсы директоров школ.
Несомненно, эта работа дала некоторые положительные результаты в улучшении преподавания русского языка и повышении уровня знаний и навыков учащихся...
... Беда в том, что отдельные учителя не поняли своих ошибок, не осознали необходимости перестройки преподавания. На учительских совещаниях не раз приходилось слышать такие замечания, что мы, мол, «учение» Марра не изучали, не распространяли, значит, ошибок у нас нет и нам свою работу незачем перестраивать.
Эти товарищи забывают, что всю свою методику преподавания русского языка они строили в соответствии с руководством института усовершенствования учителей. А если взять методическую документацию этого института, то она в большей своей части порочна. Авторы этой вспомогательной литературы усиленно внедряли в школы «новое учение» Марра о языке. Особенно активным приверженцем этого «учения» была методист тов. Турская, пропагандировавшая так называемое «гнездование слов».
В чем же состоит перестройка преподавания русского языка, каковы конкретные пути повышения грамотности учащихся?
Перестройка преподавания русского языка предполагает, прежде всего, глубокое изучение трудов товарища Сталина о языке всеми преподавателями.
Во-вторых, она предполагает повседневное повышение теоретического уровня и педагогической квалификации преподавателей.
В-третьих, труды товарища Сталина по вопросам языкознания обязывают работников отделов народного образования, прежде всего, самокритично подойти к оценке создавшегося положения с преподаванием русского языка в школе, решительным образом преодолеть ошибки, допущенные за последние годы под влиянием Марра и его последователей.
В-четвертых, восстановить в правах морфологию, усилить тренировочные работы по орфографии и пунктуации, добиться развития логического мышления учащихся на уроках грамматики и устной речи...
С. Суспицын,
зав. сектором школ Сахалинского обкома ВКП(б)».
("Советский Сахалин", 1951, № 85 (11, апрель), с. 2).