"Когда поутру мы проснемся с Москвой…"

"… Земля уже солнцем согрета,
А вождь начинает свой день трудовой
Задолго еще до рассвета".


70 лет назад советские кинематографисты показывали зрителю новую волнующую тему:
«”Здравствуй, Москва!”
Новый художественный фильм “Здравствуй, Москва!” — это замечательная повесть о наших детях и подростках — «золотом фонде» социалистической родины.
Авторы фильма (сценаристы В. Вольпин и Н. Эрдман) и талантливый режиссер С. Юткевич показали зрителю новую волнующую тему, еще не раскрытую в советском искусстве жизнь  подрастающего поколения рабочего класса — воспитанников ремесленных училищ.
Нам, магнитогорцам, этот фильм, в котором умело сочетается документальность с ярким и правдивым художественным вымыслом, особенно близок, дорог и понятен.
B жизнерадостных подростках — смелых, честных, талантливых,  энергичных,  с задором и смекалкой,  с неуемной жаждой воплотить в жизнь свои романтические мечты, мы узнаем учащихся наших ремесленных училищ. Вот в вихре русской пляски «Развеселый белый гусь» закружились наши любимцы Гриша Галкин, Лиля Баталова, Володя Тульчинский, Феликс Визенберг и другие участники танцовального коллектива 13-го ремесленного училища. Вот Ходоровская и Ломакин с изумительным мастерством выполняют сложнейший акробатический этюд. Вот они же в пестрых карнавальных костюмах кружатся возле елки.
Но не только в документальных кадрах мы узнаем наших  «ремесленников». На экране развертывается будничная жизнь ремесленного училища, показан труд, часы, отдыха, задушевные беседы.
Пусть с другими именами, с другими чертами лица, но это они, наши  знакомые— вальцовщики, станочники, сталеплавильщики, вырубщики Это они изготовляли боеприпасы для фронта. Это они варили сталь. Это они катали броневой металл.
Сюжет кинофильма несложен, но увлекателен. Действие развертывается в двух планах. Директор ремесленного училища (артист И. Любезнов) и писатель (артист Б. Тенин) в ложе Большого театра беседуют во время смотра художественной самодеятельности ремесленных училищ. Писатель недоверчиво относится к искусству воспитанников трудовых резервов. Он здесь не видит подходящей темы для художественного произведения. Но высокая культура, песни, танца, чтения захватывают его. Директор, училища, желая заинтересовать скептически настроенного литератора, рассказывает трогательную и увлекательную историю о заветном баяне старого мастера, о буднях одного училища. Таков второй план фильма.
Под крышей светлого просторного здания бьет ключом интересная своеобразная жизнь. Здесь живут, учатся и трудятся хорошие советские ребята. Юный поэт, слагающий бесхитростные, но проникновенные стихи о далекой Москве, музыкант с губной гармошкой, страстно мечтающий о баяне, маленький юркий Федя, усердно занимающийся боксом, несмотря на полное отсутствие физических данных, герой фильма Коля Леонов, серьезный, выдержанный, мечтательный, с хорошим открытым взглядом, внучка мастера — Таня — все они связаны прочной дружбой. В этой дружбе, показанной на экране, мы видим отражение жизни магнитогорской молодежи. Такая спайка — это залог первенства 13-го ремесленного училища, это секрет трудового успеха звена вырубщиков Koсти Перевалова, бригады мастера, т. Чечеринды из проволочно-штрипсового цеха, смены т. Матюшенко из первого мартеновского цеха  и многих других славных молодежных коллективов, воспитанных нашими ремесленными училищами.
Подростки показаны и за работой. Они старательно обрабатывают на станках сложные детали, выполняют по две-три нормы, стараясь перегнать друг друга. Но все же это не взрослые рабочие, а дети. В мастерскую влетает голубь, а спустя мгновение- все поглощены «охотой». Недоверчивому старику-мастеру, случайно увидевшему такую картину, кажется это безобразием, недопустимым озорством. Но директор училища знает ребят, верит им, и они вполне оправдывают его доверие.
Мальчикам удается разоблачить мошенника, присвоившего чужой баян, и растроганный старик преподносит эту дорогую реликвию, память о погибшем друге, достойному человеку – воспитаннику ремесленного училища.
Юный певец, добившийся вместе со своими товарищами права на поездку в Москву, исполняет под собственный аккомпанемент на этом баяне, песню о Москве в Большом театре.
Трогателен и правдив каждый образ фильма. Жизненная правда еще ярче засверкала от того, что исполнители, за исключением взрослых персонажей, — сами учащиеся ремесленных училищ. Они играют самих себя. Даже стихи в картине написаны самими ребятами.
Школьники, учащиеся системы трудовых резервов, да и взрослые, с большим интересом просмотрят этот увлекательный фильм — зеркало их жизни. Многие, еще не выработавшие в себе высоких моральных качеств: честности, правдивости, трудолюбия, культуры поведения, - несомненно, захотят подражать лучшим представителям юного поколения. В этом большое воспитательное значение фильма “Здравствуй, Moсква!”.
Несмотря на ряд недостатков (растянутость  последней части — картины парада, недостатки языка) новая картина – ценный подарок для молодежи.
Н. Кондратковская».