"... От седых вершин Кавказа до алтайской целины
Наша праведная дружба крепче твёрдого металла,
Мы своим трудом богаты, правде ленинской верны!"
60 лет назад в СССР с большой творческой выдумкой разрешались многие эпизоды многих советских кинокартин:
«Кино.
«Призраки покидают вершины».
... Веками оставалась неразгаданной тайна горы Кармир-Сар, на вершине которой, если верить преданиям, таились огромные богатства – неисчерпаемые источники расплавленного серебра. Ледяную вершину охраняли таинственные призраки. Они отравляли смертоносным дыханием всякого, кто осмеливался проникнуть в недоступную для человека тайну... Так рассказывали старые люди. Немало смельчаков пыталось достигнуть вершины Кармир-Сар. Среди них был и студент Санкт-Петербургской горной академии Андрей Шелагин, который верил в то, что древнее народное предание обернется когда-нибудь прекрасной былью, и богатства горы Кармир-Сар перестанут быть для народа недоступными. Но он не вернулся с ледяной вершины. Лишь молодым советским ученым-геологам удалось разгадать эту древнюю тайну, хотя над их головами «призраки» пытались занести свою уже совсем непризрачную руку.
Об их походе, полном неожиданностей и опасных приключений, рассказывает зрителям новый приключенческий фильм Ереванской киностудии, созданный режиссерами С. Кеворковым и Э. Карамяном по сценарию Г. Колтунова и Э. Карамяна.
Многие эпизоды картины разрешены с большой творческой выдумкой.
На протяжении всего фильма перед зрителем постепенно раскрывается смысл его названия. Что за силы, которые не позволяют приблизиться к заветной вершине, не позволяют узнать о богатствах, хранящихся там?
Первые призраки – это неразгаданные силы природы, а призраки второго рода – это люди из враждебного нам мира. С самого начала фильма одного из них мы узнаем в лице представителя зарубежного химического концерна Альвареца де Кортец. Всеми силами старается сорвать он экспедицию на Кармир-Сар. Использование богатейших залежей самородной ртути, о которых он знает,- опасная конкуренция для его предприятия. Именно поэтому он в свое время столкнул в пропасть своего спутника Андрея Шелагина, угрозами и деньгами заставил молчать свидетеля преступления Даниэля-Бека, ныне маститого профессора геологического института. А народные поверия, создавшие вокруг загадочной горы ореол таинственности, долгое время помогали ему сохранить тайну.
Но пришла в Армению Советская власть, выросли из среды армянского народа молодые пытливые ученые, такие, как Арташес Малян и его товарищи. Их не удовлетворяют уже объяснения старинных легенд, они смело идут на штурм Кармир-Сара и разгадывают тайну горы. «Призраки», оказавшиеся посланцами из-за кордона, были изгнаны с ледяной вершины, а богатства из призрачных превратились в ощутимые и нужные стране огромные залежи самородной ртути. В этом фильме – острая и занимательная фабула. Постановщикам и актерам удалось создать ряд запоминающихся образов. В первую очередь это относится к одному из главных героев фильма, молодому геологу – Арташесу Маляну, в обаятельном облике которого воплотились лучшие черты советского человека – пытливый ум, смелость, несгибаемая воля, любовь к своему делу и вера в его успех.
Артист С. Сосян сумел нарисовать яркий и выразительный портрет своего героя. К сожалению этого нельзя сказать о другом действующем лице – Баграте Багратумяне. Актеру А. Карапетяну не удалось преодолеть весьма трафаретного драматургического материала, в котором вместо живого образа предстает схематическая фигура карьериста. Весьма прямолинейно и психологически неубедительно выглядит его поведение в ряде эпизодов.
Артист С. Сосян сумел нарисовать яркий и выразительный портрет своего героя. К сожалению этого нельзя сказать о другом действующем лице – Баграте Багратумяне. Актеру А. Карапетяну не удалось преодолеть весьма трафаретного драматургического материала, в котором вместо живого образа предстает схематическая фигура карьериста. Весьма прямолинейно и психологически неубедительно выглядит его поведение в ряде эпизодов.
Мастерски проводит свою роль народный артист Армянской ССР Ваграм Папазян, создавший сложный драматический образ Даниэль-Бека, - ученого, который ценой преступного молчания обеспечил себе внешне спокойную, благополучную жизнь и прочное место в институте. Тонко и убедительно играет В. Папазян роль человека, запутавшегося в противоречиях.
Хорошо справились со своей задачей артисты Л. Кмит, исполняющий роль иностранного агента, проникшего в советскую экспедицию с целью сорвать ее работу, и особенно артист В. Тягушев, исполняющий роль удачно законспирированного под видом энтомолога сотрудника государственной безопасности. Почти до самого конца фильма волнует зрителей вопрос – кто же из этих двух – враг?
Обидно, что некоторые неправдоподобные эпизоды и плохо продуманные детали снижают общее хорошее впечатление от фильма. Так, например, не веришь тому, что в трудном и опасном походе участники его могли щеголять в таких красивых, тщательно отутюженных костюмах. Жаль, что оказались такими безликими остальные альпинисты – участники экспедиции.
Но несмотря на частные недостатки фильм «Призраки покидают вершины», безусловно, найдет признание зрителей.
О. Игошина».
("Советский Сахалин", 1955, № 200 (24, август), с. 3).