"В парке под сводами грабов и буков..."

"... копятся горы награбленных звуков:
черного вагнера, красного листа,
желтого с медленносонных дерев -
вы превращаетесь в социалиста,
от изобилия их одурев".


60 лет назад живейший интерес у советского кинозрителя вызывали правдивое разрешение глубокого конфликта и умелая лепка человеческого характера:
«Кино.
«Ошибка доктора Вагнера».
Если взглянуть на карту Берлина, то даже в глазах зарябит от паутины тонких линий. Здесь и трассы улиц, и нити железных дорог, и прихотливые изгибы реки. Нелегко разобраться в этом лабиринте. Но ни с чем не спутаешь зловещую белую черту, змеей пролегшую посреди карты. Это зональная граница. Она не только поставила часовых на перекрестке одной и той же улицы, не только в корне изменила облик соседних кварталов. Она, как пропасть, разрубила город на на два мира, родив на карте новые надписи: «Восток» и «Запад».
До некоторой поры доктор Вагнер не задумывался над тем, насколько различны эти миры. По его мнению, это было дело политики, а она его не интересовала. Доктор Вагнер считал себя только ученым. Он руководил лабораторией крупного народного предприятия Германской Демократической Республики – завода «Астра» и полагал, что с него вполне достаточно своей науки и своей любимой работы.
Однако старому специалисту пришлось на собственной судьбе убедиться в ошибочности подобных взглядов, понять многое из того, что он прежде относил к политике.
Как это произошло, правдиво и с суровой простотой рассказывается о новом немецком фильме «Дело доктора Вагнера».
Вся история началась с опытов по замене медного провода на электромоторах алюминиевым. Это были чрезвычайно важные исследования, успех их решал судьбу плана на заводе, так как запасы меди кончались. Один, другой, третий опыт. Вагнера постигает неудача. С волнением и надеждой следят на заводе за работой ученого. Ему верят, от него ждут решения проблемы.
Но эксперименты Вагнера, оказывается, беспокоят и еще кое-кого. Ученому не приходит в голову, что его имя нередко склоняется в одном из тихих особняков на «той стороне». И еще более далек он от мысли, что этот особняк часто посещают весьма знакомые ему люди. Снова и снова проверяет доктор Вагнер свои расчеты, и невдомек ему, что никакой ошибки нет, что его неудачи – это продуманное тонкое вредительство.
А невидимые враги уже начали против него решающую атаку. Хозяевам с «другой зоны» мало сорвать его опыты, им нужен сам Вагнер. Враг хитер, тонок его шантаж. То один «друг» по телефону предупреждает Вагнера, что ему не доверяют, то другой спешит сообщить об «обыске» в квартире, то третий передает весть об «аресте» сослуживца. Удар попадает в самое уязвимое место ученого – его глубокую аполитичность. Не разобравшись в окружающих событиях, поддавшись малодушию, доктор Вагнер становится перебежчиком.
И только здесь, за зональной границей, он начинает постигать смысл столь чуждой ему некогда формулы «у нас и у них». Жизнь приучает его к политическим сравнениям. Новыми, более зоркими и мудрыми глазами вглядывается доктор Вагнер в окружающее. Ведь именно политическая близорукость помешала ему разглядеть злейшего врага под личиной ближайшего помощника, «уважаемого коллеги» Неймана. Это она словно пеленой закрывала от него смысл тех огромных перемен, что свершались вокруг в последние годы. И не только  в облике улиц, но прежде всего в людях, хотя бы в его дочери, студентке Инге. Она сумела быстрее отца разобраться в происходящем, притти ему на помощь. Впрочем, на помощь к ошибшемуся ученому спешат все – и товарищи по работе, и друзья дочери, и собственная семья.
Фильм «Дело доктора Вагнера» не претендует на сюжетную замысловатость и искусственную динамику событий. Может быть он кое-кому даже покажется излишне спокойным. Но правдивое отображение индивидуальной человеческой судьбы, убедительное раскрытие эволюции характера, логическая мотивированность событий и поступков делает эту картину интересным произведением. Не увлекаясь внешними эффектами, сценарист Я. Петерсен в творческом содружестве с режиссером Г. Манлем пошел по пути передачи психологических характеристик. И что касается главного героя – доктора Вагнера, то здесь это им несомненно удалось. Постановщик фильма Г. Манль явился и исполнителем этой роди, что позволило ему с наибольшей полнотой воплотить свой режиссерский замысел. Его доктор Вагнер прост и безискусственен, ему веришь в каждом эпизоде. Искренность душевных порывов, особенно в момент вести об обыске и переезде в Западную Германию, передана исполнителем с такой выразительной точностью, что не возникает ни малейших сомнений в психологической оправданности подобных побуждений. Все сильные стороны фильма, несомненно, заложены в центральном образе доктора Вагнера, с талантливой лаконичностью и тактом сыгранном Гарольдом Манлем.
Пожалуй только фигура Неймана в какой-то мере по своей выразительности может соперничать с образом доктора Вагнера. Артист Г. Тилен мастерски проводит эту роль. Скупой жест, быстрый взгляд, подчеркнутая корректность в каждом движении – с помощью этих изобразительных средств исполнитель рисует образ хитрого, холодного и расчетливого врага, глубоко спрятавшегося по личиной «уважаемого коллеги».
В сожалению, остальные персонажи очерчены в фильме или слишком эскизно, или лишены действенной роли. Некоторая печать прямолинейности лежит на образах враждебного лагеря, особенно «шефа». Это снижает остроту той темы бдительности, которая заложена в основе картины.
Некоторое чувство неудовлетворенности оставляют образы дочери Вагнера и ее друга – инженера Геннига. Инженер Генниг, например, остается в фильме какой-то чисто служебной фигурой, лишенной деятельного участия в главном конфликте.
Говоря о достоинствах фильма, нельзя пройти мимо прекрасной работы оператора Е. Клагемана.
Конечно, фильм «Дело доктора Вагнера» - не безукоризненное произведение. Немало в нем и недостатков. Но правдивое разрешение глубокого конфликта, умелая лепка человеческого характера, острота и злободневность темы не могут не вызывать живейшего интереса зрителей к этому кинопроизведению.
О. Власов».
("Советский Сахалин", 1955, № 195 (18, август), с. 3).