"Заныла чепуховая пурга, завыражался гражданин шершаво..."

"... И вся косноязычная держава
Вонзилась в слух, как в рыбу острога".

 75 лет назад советские люди надолго запоминали пламенные слова Каца:
 «Великий гражданин»
...Траурная музыка. Склоненные знамена. Заплаканные лица. И полные страсти и жизни слова Каца:
- Он был гражданином, великим гражданином! Он умел любить , умел и ненавидеть...
Так кончается фильм. Но смерть замечательного человека не уносит с собой веры в ту борьбу, которую он вел, веру в прекрасное будущее, за которое он отдал жизнь. За два часа в кино сердце каждого зрителя преисполняется любовью к герою фильма, к герою нашего времени, великому гражданину великой страны и хочется вновь вспомнить весь этот прекрасный фильм, кадр за кадром, всю прекрасную жизнь и работу большевика Шахова.
Вот он среди строителей большого канала. Широкий взмах руки, искренняя улыбка, умные и горячие глаза... Он просто разговаривает со строителями, интересуется каждой мелочью, непринужденно хохочет. Это человек, который любит свой народ и работает ради его интересов.
И народ любит Шахова. Волнующая его встреча с рабочими ударниками на многолюдном совещании передовиков социалистического труда. Его окружают девушки, с ним беседуют колхозники, его приглашают – «приезжайте к нам».
Вот он лицом к лицу с хитрым умеющим замаскироваться врагом Земцовым, который пробрался на пост второго секретаря крайкома. Шахов сумрачен. Свинцовая ненависть к Земцову застилает его глаза... Или встреча с инженером-вредителем Авдеевым... Шахов презирает этого негодяя и беспощадно, прямо в лицо говорит: - «Вы не находите, что для вас сейчас самый подходящий момент подать заявление об уходе». Враги видят непобедимую силу в этом человеке, они бессильны вести политическую игру с ним, и решают идти на самое преступное, на самое трусливое, - на убийство.
В фильме, замечательном и по тематике и по разрешению ее задачи, образ Шахова раскрывается очень глубоко. Перед зрителем встает партийный руководитель, умеющий любить и ненавидеть, прекрасный человек, истинный гражданин своей горячо-любимой родины. Он прост в отношениях с людьми. Чуток к проявлению всего нового, творческого в народе. Смел и решителен. Жизнерадостен. Зритель смотрит на него и ждет что вот-вот Шахов, скажет, как Киров: «Чорт его знает, если по-человечески сказать, так хочется жить и жить!»
Шахов – это цельный и законченный образ человека нового общества, большевика, борца. Удача артиста Боголюбова, исполняющего эту роль, может быть объяснима только тем, что он нашел в жизни тип замечательного человека и перенес на экран его основные черты. Конретнее: «широкий жест, острое слово, легкая походка, необыкновенная многоговорящая улыбка, энергичность движений, - признается сам артист, - все это идет от образа Кирова».
Да и сами зрители узнают в Шахове этого великого трибуна революции, любимого всем народом.
И какими ничтожными кажутся в сравнении с ним все эти прогоревшие Боровский, Карташев, Авдеев и другие! Их давно вышвырнули из истории, как признается Боровский. Ничего, кроме презрения, не вызывают они у зрителей.
Постановщик фильма сумел показать их оторвавшимися от масс, одинокими, какими они и были на самом деле. Это подчеркивается в каждом кадре: низкое подземелье, согнутая фигура озлобленного Боровского... Огромные пустующие залы: щупленькая фигура крадущегося террориста... Комната у Пятакова: важный иностранец и в роли его лакея русский предатель Карташев...
Вся эта мразь пришла к своему естественному концу.
Народ сумел очистить от нее советскую землю, удалил смердящий запах из советского воздуха.
В картине «Великий гражданин» нет слабых и посредственных мест. Нет ничего легкого, наивного и наигранного. Каждый кадр – это кусок подлинной жизни. Техническая сторона фильма – на высоте его идейного содержания.
Картина учит быть гражданином своей родины, быть таким, каким был большевик Шахов, прекрасный человек и замечательный партийный работник.
Л. Огневский».
("Восточно-Сибирская правда", 1940, № 13 (16, январь), с. 4).