"Он приехал из родимого Глазго..."

"... А ему суют по рылу, как назло,
Прямо назло, говорю, прямо назло,
Прямо ихней пропаганде, как масло!
Ну, начались тут трения с Лондоном,
Взяли наших посольских в клещи!
Раз, мол, вы оскорбляете лорда нам,
Мы вам тоже написаем в щи!"
  

50 лет назад советское Агентство печати Новости старалось познакомить читателей с самыми интересными книжными новинками:
«Н. Тарианов. Невидимые бои.
Повесть, которую в сокращенном варианте предлагает читателям Агентство Печати Новости (АПН), взята из книги Н. Тарианова, рассказывающей о работе чекистов. Книга выходит в издательстве «Политическая литература», она повествует о борьбе чекистов с иностранными разведчиками, маскирующимися под безобидных коммерсантов, журналистов, дипломатов. Художественная по форме, она основана на подлинных фактах.
... Партли неторопливо подошел к столу, уселся в кресло, предупредительно освобожденное Тиллом, вынул из бумажника небольшую мелко исписанную бумажку.
- Когда вы выезжаете в Москву?- спросил он.
- В пятницу. Билет на ТУ-104 уже заказан.
Ну так вот. В московском аэропорту вас встретит наш человек. Кличка – Бой. Вот его фотография...
... С трапа Тилл спустился одним из последних. Завидев его, Бой бросился вперед.
- Так вы говорите, погода в Лондоне еще сырая? – спросил он. Не слушая ответа, пошарил глазами вокруг.
В номере, едва поставив чемодан приехавшего, Бой достал из кармана толстый пакет, оклееный липкой шотландской лентой, и передал Тиллу. Тот бережно уложил пакет во внутренний карман пиджака, застегнул карман на пуговицу. Затем вынул толстый, размером с книгу сверток и отдал его шпиону.
Дома Бой развернул пакет. И побледнел: кроме инструктивного письма, отпечатанного на машинке, в отдельном пакете лежали советские деньги.
«Тэк-с, хотите покупать по частям, за наличный расчет,- думал Бой.- Если что случится – мы, дескать, ни при чем. Наше дело купеческое: нам принесли – мы заплатили. Нет, голубчики, от меня по дешевке не откупитесь. Я не ларечник какой-нибудь, что торгует на десятку в день. Платить мне будете по большому счету. Валютой. И тогда, когда я к вам пожалую за расчетом».
Несмотря на некоторую туповатость, Бой в основном правильно понял расчет своих хозяев. Они довольно точно оценили материалы, переданные им ранее. Ничего особенного эти материалы не представляли. Кое-что, особенно данные о старых советских ракетах, уже было известно английской разведке. Некоторые сведения о партийно-политических делах представляли весьма ограниченный интерес. Услуги изменника оплачивались – на первый раз – по несколько завышенномк тарифу. Но можно быть уверенным: как только Бой перестанет быть полезным хозяевам, ни, не задумываясь, предоставят его собственной судьбе.
Смутно догадываясь об этой тактике, Бой решил сразу же дать понять англичанам – если хотите вести дела, соблюдайте уговор: расчет в валюте после побега за кордон. Не удастся выехать за пределы Союза – обеспечивайте побег, даже если для этого придется прислать подлодку или самолет. Нет, эти деньги он не возьмет. Завтра же вернет их Тиллу.
Теперь – письмо.
«Дорогой друг,- писали шпиону его лондонские хозяева, -  Мы были рады  получить ваши письма: они оказались очень ценными для нас. Разумеется, нас интересуют более современные данные, но мы понимаем, что это лишь начало. Мы понимаем, что по мере расширения круга ваших связей вы будете добывать все более важные сведения. Поэтому не затягивайте с возобновлением ваших знакомств среди старших военных, о которых вы говорили нам в свое время.
Посылаем вам немного денег для поддержания этих знакомств на том уровне, на котором они дают нам полезные результаты.
Сейчас нас очень интересует личный состав командования Московской зоны ПВО, если можно, с алресами. У вас их можно раздобыть за несколько копеек в справочных киосках. Если вам удастся сфотографировать пропуска в высшие военные учреждения – присылайте фотокадры. Наш общий друг передаст вам резервный фотоаппарат «Минокс» и новые пленки. Он же свяжет вас с людьми, которые будут продолжать с вами связь на месте».
Далее следовали подробные наставления по технике шпионской связи. Завершалось письмо выражением надежды на встречу в Лондоне.
Прочитав письмо, шпион несколько успокоился: «Ждут встречи в Лондоне». Нет, видимо, его не собираются бросать на произвол судьбы. Придется деньги взять. Пригодятся...»
("Восточно-Сибирская правда", 1964, № 282 (29, нобрь), с. 4).