"Ой, гульба, моя гульба, да развесёлая была..."

"... Как на этой на гульбе
Всё мой милый на уме.
А я с вечера заснула —
Сон хороший видела,
Сон хороший видела —
Своего дружка милого!
Будто Сенечка пришёл,
По новым сеням прошёл,
По новым сеням прошёл —
Да к кровати подошёл!"


60 лет назад в СССР заоблачных высот достигла наука нормирования кроватного производства:
«Опыт работы шпаклевщицы М. И. Лысаковой.
В нашей стране с каждым днем улучшается благосостояние трудящихся, повышается спрос на товары народного потребления. Чтобы удовлетворить этот спрос, передовые рабочие кроватного цеха № 1 комбината изыскивают резервы для повышения производительности труда и улучшения качества изделии. Одним из лучших работников цеха является шпаклевщица малярного отделения Майя Ивановна Лысакова. Применяя наиболее рациональные методы труда, она добивается высоких показателей в работе.
Шпаклевщица т. Лысакова в начале смены получает задание от бригадира, затем подбирает место для установки зашпаклеванных спинок, подносит шпаклевочный материал и ставит его на поперечины кроватных спинок.
Перед шпаклевкой спинок она тщательно проверяет свой шпатель, следит, чтобы не было на его кромке трещин и рванин. В случае их обнаружения, обрабатывает кромку шпателя на наждачном круге. При работе хорошим шпателем наложенный шпаклевочный материал имеет гладкую поверхность.
После подготовки рабочего места, не теряя времени, т. Лысакова приступает к работе. Берет из ряда спинку, ставит ее перед собой вертикально, становится напротив примерно в центре кроватной спинки, чтобы было удобнее накладывать шпаклевочный материал и не производить лишних движений.
При каждом взятии материала на шпатель т. Лысакова обязательно очищает шпатель о край сосуда, где находится шпаклевочный материал, что обеспечивает экономию материала. Набрав необходимое количество материала, она шпателем проводит по шву правой стойки сверху вниз одним движением и таким же образом шпаклюет и ножки спинки ниже замков.
После окончания шпаклевки стойки с правой стороны она поворачивается влево и шпаклюет вторую стойку. Затем приступает к шпаклевке шва дуги. Шпаклевку дуги она ведет также справа налево, одним движением. На этом шпаклевка спинки кровати заканчивается.
Взяв спинку обеими руками, т. Лысакова одним движением ставит ее в ряд для просушки. Такими же приемами производится и вторичная шпаклевка спинок. Шпатель т. Лысакова держит в руке тремя пальцами: указательным, средним и большим в полуовальном положении для того, чтобы шпаклевка не выжималась в сторону. При движении шпателя по шву. они стремится к тому, чтобы слой был как можно тоньше и ровнее.
Имея достаточный опыт, т. Лысакова берет на шпатель такое количество шпаклевочного материала, что его как раз хватает на всю спинку. Всеми этими приемами т. Лысакова достигает хорошего качества выпускаемой продукции и высокой производительности труда. На первичную шпаклевку одной спинки кровати она затрачивает 21,5 секунды, а другие работницы на такую работу затрачивают 24—25 секунд, т. е. на 15 процентов больше.
Многие другие работницы шпаклевку производят по-иному. Приступая к шпаклевке, они становятся не напротив спинки, а сбоку со стороны стойки. Зашпаклевав ее, переходят на другую сторону. При шпаклевке стоек делают несколько движений вверх и вниз. Кроме излишних затрат времени при таком приеме, шпаклевочный материал на средине дуги и стоек накладывается неравномерно, что ухудшает качество.
Применение выработанных т. Лысаковой приемов приведет к повышению производительности труда шпаклевщиков и улучшению качества кроватей.
А. Зайцева, зав. бюро технического нормирования кроватного цеха № 1.
А. Романюк, нормировщик».