"Еще не в силах сердце верить испепеляющему сну..."

"... Еще рассудку не измерить
Измены черной глубину..."


45 лет назад в СССР пришел с повинной оператор Михеев:
«Возвращение из капиталистического «рая».
Два года назад бывший оператор Центральной студии документальных фильмов И. Михеев совершил предательство. Будучи с группой туристов в Англии, он остался там. Что побудило советского гражданина предать Родину? Об этом рассказал сам Михеев 20 ноября на встрече с советскими и иностранными журналистами, состоявшейся в Центральном дому журналиста.
-Не всему я верил, что говорилось о западной жизни, о волчьих законах, мнимой свободе печати, слова... Под влиянием момента и, если хотите, нервного возбуждения произошла эта роковая ошибка. Мне потребовалось почти два года, чтобы до конца понять весь ужас и бесперспективность жизни на Западе...
Да, целых два года И. Михеев провел на Западе. Теперь он знает цену капиталистического «рая».
«...Мы приехали в здание, находящееся в центре, недалеко от вокзала «Виктория». Меня привели в большую комнату, в которой находилось четыре человека. Начался допрос, который продолжался каждый день по нескольку часов, примерно с 11 до 3-4 часов дня. И ежедневно они возвращались к одному и тому же – сотрудничал ли я с органами КГБ. Я категорически отрицал, так как не мог подтвердить того, чего не было. Тогда они (это было в первый день) пригрозили через переводчика, что подвесят меня вверх ногами и в таком положении будут вести допрос, если я не сознаюсь в сотрудничестве с КГБ»,- так рассказывает Михеев о встрече с одной из «комиссий», через которую обязательно проходят такие отщепенцы.
Члены этой «комиссии» прилагали все усилия к тому, чтобы заставить И. Михеева стать шпионом.
«Через некоторое время после допроса,- продолжает он,- из шикарной квартиры в районе Чесли меня переселили в маленькую комнатку без всяких удобств. Все мои мольбы помочь устроиться на работу оказались тщетными.
Около трех месяцев я чистил улицы. Один старый эмигрант по имени Коваленко помог мне устроиться на ночную работу в ресторан, где я мыл посуду, убирал мусор с 9 вечера до 6 утра.
Я понял волчий закон, по которому оцениваются люди на Западе. Моя квартирная хозяйка, русская по происхождению, но давно живущая на Западе, сказала мне, когда ко мне в гости пришел один знакомый: «Кого вы пригласили? Он же имеет в банке только 205 фунтов на свои похороны». Я был ошеломлен таким цинизмом, сказал, что дело не в деньгах, а в человеке. Она презрительно посмотрела на меня. Для нее я тоже был не человек. Бандит, предатель, кто угодно, если он имеет деньги, - он в их понимании человек.
...Я виноват в том, что нанес травму свой Родине, своей семье, работникам студии, но все же я пришел с повинной, потому что понял все, понял тот мир абсолютного тупика и безысходности, понял, что без Родины, без семьи нет никакой жизни и нет смысла жить».
В заключение И. Михеев ответил на вопросы журналистов.
(ТАСС)".
("Восточно-Сибирская правда", 1969, № 276 (22, ноябрь), с. 3).