"Таким друзьям на свете не страшно ничего..."

"... Один за всех в ответе, 
И все за одного".


75 лет назад советские руководители не давали в обиду гитлеризм:
 «Мир или война?
Передовая «Известий» от 9 октября.
 ... Правительство СССР и правительство Германии поставили перед собой задачу навести мир и порядок на территории бывшей Польши и обеспечить живущим на этой территории народам мирное существование, которое соответствовало бы их национальным особенностям.
... В своей речи на заседании германского рейхстага 6 октября глава германского правительства Гитлер изложил предложения Германии, направленные на урегулирование вопроса о Польше и на ликвидацию войны. Гитлер предложил созвать конференцию великих держав, которая установила бы определенные гарантии, обеспечивающие в Европе спокойствие и безопасность. В частности, Гитлер внес предложение о создании польского государства в новых этнографических границах, строение и руководство которого не допускали бы возможности превращения его вновь в очаг военной опасности в Восточной Европе. Гитлер также заявил, что Германия не выдвигает и никогда больше не выдвинет перед Францией каких-либо территориальных требований. В своей внешней политике германское правительство, - по словам Гитлера, - будет исходить из того факта, что версальский договор больше не существует, а, следовательно, Германия не имеет никаких причин для какой-либо дальнейшей ревизии, за исключением требований о предоставлении ей сооьветствующих ее значению колоний, в первую очередь – возвращения бывших германских колоний.
Предложения Гитлера могут быть приняты, отклонены, или подвергнуты тем или иным поправкам. Но нельзя не признать того, что во всяком случае, они могут служить реальной и практической базой для переговоров, направленных к скорейшему заключению мира.
Можно было бы предполагать ввиду этого, что правительства Англии и Франции, подчеркивающие в своих декларациях свое стремление к миру, серьезным и деловым образом отнесутся к возможности быстрой ликвидации войны. Однако, отклики английской и французской прессы на заявление Гитлера пока не свидетельствуют об этом. Большая часть газет требует, чтобы мирные предложения Гитлера были оставлены без всякого рассмотрения, и чтобы война продолжалась до полного достижения тех целей, которые Англия и Франция поставили перед собой, вступая в войну. Характерно, что требование восстановления Польши, которое ранее фигурировало как основное, за последнее время в статьях и высказываниях английских и французских журналистов скромно отошло на задний план. В качестве основного требования ныне провозглашается «уничтожение гитлеризма». Борьба с гитлеровской идеологией – так изображается цель нынешней войны английскими и французскими политическими деятелями.
Так, газета «Дейли Мейль» в номере от 7 октября пишет: «Могут ли эти предложения Гитлера служить базой для переговоров с германским правительством, которому мы могли бы доверять? С некоторыми оговорками – да... Что же касается теперешнего германского правительства, то есть Гитлера и его сподручных, то ответ будет – нет!»
В таком же плане выступает и газета «Таймс», утверждая, что это «Гитлер и гитлеризм... являются непреодолимым барьером для переговоров и заключении подлинного мира». Прекращение  войны, по мнению «Таймс», было бы лишь на пользу теперешнему правительству Германии.
Высказывания большинства других газет сводятся к тому, что гитлеровский дух» объявляется главным и единственным источником военной опасности не только в Европе, но и во всем мире.
Таким образом, борьба против идеологии гитлеризма выдвигается в качестве основной и даже единственной цели современной войны.
Несомненно, что эти высказывания отражают точку зрения и правительственных кругов Англии и Франции.
Могут ли быть эти аргументы за продолжение войны признаны сколько-нибудь обоснованными и убедительными?
Каждый человек волен выражать свое отношение к той или иной идеологии, имеет право защищать или отвергать ее. Но бессмысленной и нелепой жестокостью является истребление людей из-за того, что кому-то не нравятся определенные взгляды и мировоззрение. Это возвращает нас к мрачным временам средневековья, когда велись опустошительные религиозные войны во имя уничтожения еретиков и инаковерующих. Однако, история показала, что подобные идеологические и религиозные походы приводили лишь к истреблению целых поколений и культурному одичанию народов. Огнем и мечом нельзя уничтожить никакой идеологии, никакого мировоззрения. Можно уважать или ненавидеть гитлеризм, как и всякую другую систему политических взглядов. Это – дело вкуса. Но затевать войну из-за «уничтожения гитлеризма» - значит допустить в политике преступную глупость».
("Восточно-Сибирская правда", 1939, № 233 (11, октябрь), с. 1).