"Два бешеных винта, два трепета земли..."

"... Два грозных грохота, две ярости, две бури, 
Сливая лопасти с блистанием лазури,
Влекли меня вперед. Гремели и влекли". 


65 лет назад большие надежды советские люди возлагали на вертолеты:

«Окно в будущее. Вертолет. Инженер В. Баршевский.
Двести лет назад, на заре русской науки, наш великий соотечественник М. В. Ломоносов изобрел первый вертолет.
Занимаясь исследованием атмосферы, он предложил поднимать различные метеорологические приборы в воздух при помощи «аэродромной машинки», о которой не раз уже писалось в нашем журнале. Ломоносов не располагал двигателем для своей машинки, но он изобрел метод ее испытания при помощи блоков и доказал, что несущие винты при своем вращении развивают подъемную силу.
После Ломоносова над созданием вертолета, или, как его еще называют, геликоптера,  работали знаменитый электротехник А. Н. Лодыгин, академик М. А. Рыкачев, изобретатель Гроховский, мастер Коновалов, изобретатель Быков и многие другие.
В 1908—1913 годах ученик Н. Е.  Жуковского студент Б. Н. Юрьев начал свои работы над геликоптерами. Он внес  исключительно большой вклад в решение этой   проблемы, предложив впервые в мире  одновинтовую схему геликоптера со специальным рулевым винтом для уравновешивания реактивного момента, автомат перекоса для управления геликоптером и ряд других  изобретений. Им было сделано несколько проектов одновинтовых геликоптеров с разными  моторами и построена машина с мотором в 25 л. с.,  которая демонстрировалась на воздухоплавательной выставке в Москве и заслужила золотую медаль.
Особенно бурное развитие авиации  началось в годы советской власти, когда партия и правительство поставили задачу создания отечественной авиационной промышленности.
Товарищ Сталин лично заботился о развитии авиационной техники, о конструкторах и летчиках.
Начиная с 20-х годов нашего столетия, возобновились работы группы энтузиастов строителей геликоптеров под руководством Б. Н. Юрьева, А. М. Черемухина в И. П. Братухина. Был построен и испытан целый ряд геликоптеров, совершивших многочисленные полеты, во время одного из которых был установлен мировой рекорд высоты для  геликоптеров. Это было 14 августа 1932 года, когда летчик профессор А. М. Черемухин на своем геликоптере поднялся на высоту 605 м., превысив официальный рекорд итальянца Асканио (18 м) более чем в 30 раз.
Все работы по геликоптерам в Советском Союзе значительно опередили развитие геликоптеростроения за границей, где только в 1945-1948 годах стали появляться машины такой мощности и полетного веса, которые имели наши машины постройки 1935 года...
... А теперь давайте перенесемся на десять-пятнадцать лет вперед...
Еще прекраснее стала наша страна. По сталинским планам преобразовалась природа. Выросли новые города и заводы, новые стадионы и парки, протянулись широкие автострады, поднялись многоэтажные дома.
Замечательные летательные аппараты вертолеты давно вошли в быт пашей страны, и ими теперь пользуются так же, как раньше пользовались мотоциклами или автомобилями.
На вертолетах во многих городах перевозят почту, доставляют покупки на дом, на вертолетах летают врачи и контролеры, обходчики многокилометровых энергетических сетей. На всех крышах домов сделаны специальные посадочные площадки и небольшие ангары, в которых хранятся новые летательные аппараты. Любители-рыболовы и охотники вылетают теперь на подмосковные водоемы прямо на своих индивидуальных вертолетах, как выезжали недавно на автомашинах.
Спортсмены устраивают соревнования на вертолетах так же, как раньше они соревновались на мотоциклах. Это увлекательный, интересный спорт. Даже «болельщики» сумели применить новое достижение техники для своих целей—во время футбольных матчей все небо над стадионом усеяно парящими вертолетами. 
Вертолеты широко применяются в народном хозяйстве. Теперь на всех судах Севморпути есть вертолеты — они ведут ледовую разведку. Зверобои и рыбаки давно оценили вертолет. Эта машина помогает им отыскивать лежбища зверя и косяки рыбы. Над лесными массивами Сибири и Киргизии непрерывно летают дозорные вертолеты, зорко охраняя лесные богатства от пожаров и нашествий насекомых-вредителей.Вертолеты работают и в животноводческом хозяйстве. Ветеринары и зоотехники свободно облетают на легких машинах ранее мало доступные альпийские луга, на которых пасутся тысячи голов крупного и мелкого рогатого скота.
С одинаковым успехом летательная машина, снабженная широкими баллонами, приземляется на сушу и на воду.
Пользуются вертолетом и в колхозах для осмотра полей и лесозащитных насаждений.
Вертолеты прочно вошли в жизнь советских городов и деревень.
Вот мы находимся на Ленинских горах около прекрасного здания университета. На широкой площадке, по ее краям, вертолеты стоят рядами, как автомобили.
Большинство вертолетов одноместные, но есть и двухместные изящные лимузины. Все они имеют обтекаемую форму, кабины  закрыты прозрачными фонарями из пластмассы. Посмотрим внимательнее, как же устроен этот вертолет. Давайте подойдем к этому маленькому обтекаемому аппарату, установленному на двух продолговатых баллонах из прорезиненной ткани.
Вся машина окрашена в яркие тона и  выглядит очень нарядно. В передней части фюзеляжа находится очень удобная кабина, которая закрывается откидывающимся прозрачным козырьком. В кабине мягкое сиденье, очень несложные рычаги управления самолетного типа. При помощи педалей пилот может поворачивать аппарат влево и вправо, ручка служит для наклона аппарата в продольном направлении и в стороны. Кроме этого, слева есть еще один рычаг, при помощи которого производится подъем и спуск вертолета. Небольшая приборная доска расположена перед сиденьем пилота. На ней имеется компас, указатель скорости, высотомер, указатель оборотов несущих винтов и часы. Приборы управления нисколько не сложнее, чем в автомобиле.
На приборной доске смонтирована и маленькая радиостанция.
Когда вы садитесь в кабину, вам хорошо видно все вокруг, но вы можете смотреть и вниз через специальное окошечко в передней части фюзеляжа.
За сиденьем пилота расположено сердце вертолета — маленький легкий мотор.Для того чтобы повернуть аппарат вправо или влево, пилот нажимает на соответствующую педаль, что вызывает уменьшение углов установки лопастей на одном винте и одновременное увеличение их на другом. Там, где угол установки больше, больше и  сопротивление вращению, или так называемый  крутящий момент; там, где угол меньше, крутящий момент тоже меньше. А когда крутящие моменты на винтах не равны, то аппарат поворачивается.
Управление вертолетом производится при помощи автомата-перекоса. Для того чтобы наклонить аппарат в нужную сторону, надо уменьшить с этой стороны подъемную силу, а с другой стороны увеличить ее. Это можно сделать, наклоняя  кольцо автомата-перекоса. При этом с одной стороны угол установки лопасти уменьшится, а с другой — увеличится, и вертолет  наклонится в нужную сторону.
На конце изящного фюзеляжа вертолета мы видим небольшой киль и стабилизатор. Они сделаны для того, чтобы полет вертолета был более устойчив, то-есть для той же цели, что и киль лодки.
Другие вертолеты имеют несколько иную форму. Некоторые из них снабжены колесными шасси, некоторые сделаны по типу летающих лодок.
Необыкновенное, красочное зрелище представит собой небо над Москвой, расцвеченное яркими, как цветы, вертолетами.
Ночью картина будет еще красивее. Установленные на лопастях машин разноцветные лампочки образуют при вращении винтов яркие круги, выделяющиеся на темном фоне ночного неба.
("Техника - молодежи", 1949, № 7 (июль), с. 18-19).