"Спасибо Партии родной за то, что сделано для нас..."

"... За лагерь в зелени лесной,
За полный света школьный класс".


50 лет назад каждый новый день приносил очередной успех советским педагогам:
"...Дверь  открылась. Выглянуло опухшее, заросшее щетиной лицо слесаря инструментальной мастерской обжимного цеха Степана Ефимовича Набойченко.
— Можно к вам? — на лестничной площадке стояли две учительницы школы № 8.
—Еще чего?—глаза Набойченко зло сощурились. — Нечего вам здесь делать!...
Снова щелкнул замок, Ошеломленные столь нелюбезным приемом учительницы, с негодованием обсуждая случившееся, направились к выходу.
Трудно поверить в это, но так в действительности было. 
Но прежде чем дать оценку этому случаю, сделать какие-то выводы, нужно рассказать о цели визита представителей школы в семью Набойченко. Визита, как мы догадываемся, не первого.
Причина беспокойства коллектива учителей — тринадцатилетняя Люба. Девочка, как отозвалась о ней классный руководитель, способная, но оттого, что лишена родительской опеки, небрежно относилась к домашним заданиям, часто пропускала уроки и три года подряд оставалась в 4-м классе. А в последнее время вообще отказалась посещать школу. Часто ее видят гуляющей поздно ночью. Ее сестра—шестиклассница Рая еще раньше оставила школу.
Обе девочки, несмотря на все душеспасительные беседы,  которыес ними вели и директор школы, и учителя, и общественники, упорно отказываются возобновить учение.
Если бы этот пример был единичным, можно было бы обойтись без широких обобщений и, выяснив обстановку в семье Набойченко, закончить на этом статью. Но в том-то и беда, что таких «беспризорных», как Люба и Рая, немало у нас в городе, поэтому список придется продолжить. Завершила свое 3-классное образование Таня Ермакова, которая посещала 43-ю школу, Павел Иванов из поселка Ново-Туково остановился на 5-м классе. Ведут праздный образ жизни и Анатолий Жучкин-Пимоненко, ученик школы № 41, и Юрий Фомичев из школы № 18 — сверстники Павла Иванова.
Список далеко неполный. Но, пожалуй, примеров достаточно, чтобы перейти к главному — выяснению причин такого отношения ребят к учебе, ребят, у которых юридически есть родители, а фактически — приходится сомневаться в этом. Ведь функцию воспитания нового поколения выполняет в основном семья... Здесь протекает процесс становления характера человека, при умелом действии отца и матери ребенку прививаются все добрые качества.
А если они, эти действия неправильные, или же родители вообще отстранились от руководства над детьми, как это случилось в семьях Набойченко, Ермаковых, Ивановых, Жучкиных, Фомичевых, тогда, отданные улице, ребята поступают по собственному усмотрению, а иногда, что особенно опасно, действиями этих ребят диктует чья-нибудь злая воля.
Все это легко можно проиллюстрировать на примере указанных здесь ребят, оставивших учебу.
...Навстречу одной из учительниц школы № 8 танцующей походкой шагает несовершеннолетняя Рая Набойченко. Проходит, якобы, не замечая учителя.
— Рая! — окликнула ее учительница. Никакой реакции. Пришлось более старшему по возрасту человеку догнать девочку.
— Почему ты не отзываешься, когда тебя окликают?
— А я сменила имя, — невозмутимо ответила девочка и кокетливо добавила.—Мальчикам оно больше нравится".