"Ребята, наш край не особо красивый, позёмкой дымятся поля..."

 "... Но это ведь тоже родная Россия,
Любимая с детства земля". 



35 лет назад в СССР партия круто заложила штурвал на разговор с трудовым народом о прекрасном:  "«О задачах парторганизации по эстетическому воспитанию трудящихся». Собрание с такой повесткой дня, прямо скажем, — явление редкое в цеховых партийных организациях. Отсюда и, повышенный интерес к нему. Будь повестка дня собрания иной, и зная в какой-то мере партийную организацию первого Мартеновского цеха, можно было как-то заранее предполагать его  ход и направленность, а именно — конкретность суждений и предложений, умение, правильно пользоваться оружием критики и высокую активность коммунистов. А вот собрание с упомянутой выше повесткой дня в такое предположение не укладывалось. Она невольно заставляла пристальнее вглядываться не только в людей, но и в то, что их окружает, и как они относятся ко всему окружающему. Хотелось как-то заглянуть в духовный мир коммунистов и беспартииных, собравшихся обсудить столь интересный вопрос, услышать их оценки нравственности и какие факторы используют партийная и общественные организации в эстетическом и нравственном воспитании трудящихся. Любой новый человек, поднимаясь на четвертый этаж административно-бытового здания цеха, где расположен и красный уголок, был бы удивлен обилием мусора на лестницах, с верху до низу. Чего тут только нет: спички и окурки, пустые пачки из-под папирос и сигарет, клочки бумаги, обкуски яблок и даже не одна пара грязных рукавиц. Я спросил несколько человек, попутно поднимающихся со мной: как возможно такое? Ответы были примерно такими: «Грязь к грязи липнет», «Что с нас взять», «Вы же в мартеновском цехе, а не где-нибудь в театре». Время близилось к началу собрания. В коридоре было много людей, и тех, кто пришел на собрание, и тех, кто в спецовках шел, наверное, на смену или по каким-то своим делам. И в это же время то тут, то там раздавались крепкие, нецензурные выражения, так, между прочим, в виде довесков, приправы к дружеским разговорам. Возникали противоречивые мнения. Люди огненной профессии, мужественные, трудолюбивые, выплавляющие в год миллионы тонн стали, стоящие на переднем крае создания материально-технической базы коммунизма с одной стороны, а с другой — их, или многих из них, культура поведения и чувств,  воспитанность, широта взглядов на окружающее. Что ж, эти понятия должны быть разделены и отдалены друг от друга? Тогда, может быть, вопрос, вынесенный на  обсуждение собрания, следовало назвать проще, скажем, о воспитании элементарной культуры поведения? В таком случае как же совместить величайшие требования, выдвинутые XXV съездом КПСС о воспитании нового человека, человека коммунистического завтра, высоконравственного и гармонически развитого? Ведь никто не скажет, что такие  требования и задачи к машиностроителям относятся, а к мартеновцам нет. Нравственный облик человека формируется под воздействием многих факторов — семейной обстановки, учебы, работы, искусства, участия в общественной жизни. Выделим из них два — работы и участия в общественной жизни. Только они, отдельно взятые, и то дают право на постановку вопроса так, как он поставлен. Другое дело, что всем ходом его обсуждения надо доказать, что эстетическое воспитание неразрывно связано с формированием нравственности у человека. Докладчик, секретарь партбюро В. И. Полищук, отметил, что коллектив цеха в трудных условиях снабжения сырьем и материалами за восемь месяцев выплавил сверх плана около 30 тысяч тонн стали. Не ослабевает социалистическое соревнование за право участия в интернациональной плавке дружбы и достойную встречу 60-летия Великого Октября. Он охарактеризовал, какой коллектив и какую лепту вносит в достижение высоких рубежей, с гордостью назвал имена правофланговых соревнования. Высокие рубежи  достигаются, разумеется, не голым энтузиазмом. Не будем перечислять все факторы, обеспечивающие их. Но вот такие, как облегчение условий труда, повышение эстетики и культуры производства тоже играют не последнюю роль. В этом отношении в цехе кое-что сделано и стараются делать. Для каждой печи и сталеплавильного агрегата хорошо оборудовали комнаты отдыха с душевыми и точками для питья. Но ведь многие из этих комнат стали очень неприглядными: местами разбиты кафельная плитка и плафоны, испорчены стулья и столы. Больше того, в душевой комнаты отдыха на печи № 29 кафельную плиту сняли. Много вложено труда и средств в облагораживание пультов управления. Их стены облицовывают цветной стеклянной плиткой, посмотреть приятно, гамма рисунков глаз радует. Но эту работу никак не могут закончить, сделанное зачастую приходится переделывать. Облицовочную плитку (эту красоту!) разбивают то в одном, то в другом месте, притом на той высоте, какого роста злоумышленник. Иначе такого человека и не назовешь. И разве все это делается, не в коллективе, не в окружении людей, многие из которых сами на это никогда не пойдут, но промолчат. В парт- и профгруппах, бригадах - вот где нужен конкретный разговор с конкретными людьми об эстетическом воспитании, уважении своего достоинства и достоинства других. Но ведь этого пока нет. И в докладе на сей счет ничего не было сказано. А надо было, это повысило бы значение доклада в обсуждении вопроса. Подручный сталевара А. Н. Руденко и шихтовщик А. В. Янычев приехали на цеховую базу отдыха, надо полагать, культурно отдохнуть на лоне природы; приобщиться к прекрасному. Однако добрый замысел они превратили в скотоподобные выходки. Попарившись в бане и заодно, добавив градусов, помимо парных, они начали бегать по этажам в «одежде Адама». Это что, тяга к красоте, желание жить и творить по законам красоты? На собрании говорили об этом факте, но такой скороговоркой, что вряд ли побудило людей к глубокому осмысливанию факта и помогло эстетическому воспитанию".