Готовность к школе

- Вы в шесть или в семь пойдете? - такой вопрос мне стали задавать буквально все, кто слышал, что Машке исполнится шесть в ноябре. Я неуверенно отвечала: "В семь, наверное, зачем у ребенка детство отнимать..." - Ой, как поздно! Целый год потеряете!

Вот теперь думаю. Запись на подготовку в школу идет полным ходом. Решать, в шесть или в семь бросать ребенка на глубину самостоятельности, нужно сейчас. Мамашки, особенно мальчишек, спешат. Лучше раньше - тогда и в армию не успеют забрать до поступления в институт. Среди родителей вообще модно отдавать рано: «Мой ребенок о-очень развитый!» А этот развитый ведь может писать и читать хоть в 4 года, но ни психически, ни физиологически не готов к жизни в школе – коллективу, самостоятельности, сидению на стуле по 40 минут и т.д.

- Маш, в школу хочешь? - спрашиваю от безысходности.

- А у меня там будет юбка в складочку? И портфель розовый? И наконец-то я научусь читать, как ты? Хочу, конечно!

Кроме желания самого наследника, родителям, принимающим решение о записи на подготовку к школе, нужно смотреть еще на несколько психологических и физиологических моментов:

1. Биологический возраст.

По календарю ребенку уже 7 лет, но биологически ему может быть всего 5,5, 6 или 6,5 лет, а может быть и семь. В школу принимают с 6,5 лет. Если до этого возраста в апреле во время записи в школу ребенку не хватает месяца — двух, это не страшно. Но если больше трех месяцев - то лучше год подождать.

Директор Института возрастной физиологии РАО профессор Марьяна Безруких подсказала нам два способа определить биологический возраст:

- Если у ребенка не началась смена молочных зубов, то, скорее всего, его биологический возраст меньше, чем паспортный. Кстати, в средние века в Китае и Японии смена зубов у ребенка означала, что он «вошел в разум».

- Есть еще так называемый филиппинский тест. Попросите ребенка закинуть одну руку через макушку головы, и, если он сможет дотянуться до мочки уха с противоположной стороны, скорее всего, он биологически зрелый. Длина руки показывает, что произошел полуростовой скачок. Это очень важно, потому что, если ребенок не прошел этот скачок, это говорит о незрелости мозга, обменных процессов и низких возможностях приспособиться к новым нагрузкам. А нагрузки его ждут нешуточные.

2. Готовность к обучению.

Когда мы шли в школу, то уже умели читать, писать, считать. Сейчас специалисты даже просят родителей НЕ учить малышню читать-писать. Ведь родители учат по-простому, а учителя - по методике. И детям в школе придется переучиваться. Дело родителей - подготовить к чтению, письму и счету:

- Нужно научить чадо правильно держать ручку, обращаться с ней свободно, а не сжимать в кулачке.

- Научите правильно сидеть, держать тетрадь, уметь вырисовывать ровные и прямые линии.

- Побольше рисуйте, лепите, нанизывайте бусинки, читайте наследнику вслух, а потом обсуждайте прочитанное, пересказывайте.

3. Достаточно развитое мышление.

Проведите тест: положите перед ребенком задание лабиринт или путаницу. Смотрите: если ребенок водит по дорожкам лабиринта карандашом или пальцем, значит, у него пока еще наглядно-действенное мышление дошкольника. Если же следит за лабиринтом одними глазами - значит, уже сформировалось мышление, соответствующее первоклашке.

4. Умение действовать по образцу и по правилам.

Чадо спокойно играет в настольные игры, выполняет задания, следует правилам и не кричит: я так не хочу, я по-другому буду играть! Потому что, если малыш сейчас не следует правилам игры, в школе у него возникнет вопрос: почему я должен рисовать жирафа, когда хочу изобразить машинку?

Чтобы развить это необходимое умение, подходят:- Игры-бродилки, когда мы кидаем кубик и делаем ходы. И есть правила игры.- Занятия вместе с родителями. Убираетесь - дайте малышу маленькую швабру или позвольте пылесосить, как вы. Делайте из пластилина одинаковые фигурки, рисуйте одинаковые рисунки. У всех общее задание!

5. Умение работать над заданием, которое не нравится.

Неинтересно, но надо! Этому надо научить - пусть ребенок через не хочу убирает игрушки. Определите круг обязанностей малыша дома - чистить зубы без напоминаний, кормить хомяка. Если «не хочу» слишком громкое, постарайтесь обосновать, почему надо. Игрушки надо убирать, потому что все за собой убирают.

6. Умение классифицировать.

Отличать животных от птиц, рыб. Раскладывать животных на диких и домашних. В этом вам помогут лото и домино с картинками.

Почему ребенок хочет стать школьником

Спросите у своего малыша, почему он хочет в школу? И поймете, какова его реальная мотивация.

- «Чтобы быть умным и не быть дворником».

Возможно, бабушка напугала: «Не будешь ходить в школу, придется работать дворником или уборщицей, и денег не будет!» - ребенок идет в школу, чтобы избежать нищенской участи.

- «Чтобы мама меня хвалила».

Возможно, мама как-то в запале сказала: «Не будешь учиться, никто тебя любить не будет». А для ребенка самое страшное - нелюбовь родителей. Он готов пойти куда угодно, лишь бы мама его любила!

- «Потому что я уже большой».

Малышу часто говорили: «Ты уже большо-о-ой! Тебе уже пора в шко-о-олу!» И ребенок идет в школу только потому, что он уже большой.

- «Там будет много детей, и мы будем играть».

Ребенок, который хочет только играть, ждет школы, как парка развлечений. Но это не мотивация школьника. ВЕРНО:Есть один учебный мотив, на который стоит настраивать первоклашку: «Ты пойдешь в школу получать новые знания, там ты узнаешь много нового и интересного».

Мотивируйте первоклашку на знания. Читайте что-то вместе и говорите «Ой, как интересно! Как здорово, что мы с тобой узнали, как делают хлеб!» Старайтесь новые знания применять на практике: прочитали о том, что едят белки, - идите в парк кормить их. И не забывайте искренне интересоваться и восхищаться тем, что ребенок вам рассказывает!

КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА

Дети не успевают наиграться!

- Готовых к школе детей сейчас очень и очень мало, - говорит школьный психолог Татьяна Малютина. - И по большей части потому, что малышей слишком рано начинают готовить к школе, учить читать, заставлять писать и считать. А им-то нужно только одно - играть!

Их сажают за стол и дают в руки ручку, а нужно играть с ними в дочки-матери, в магазин, в сказки. До 6,5 - 7 лет любое обучение, именно обучение, может только навредить ребенку. Для малыша 6 лет три урока по 20 минут - это тяжело и много. Если начать УЧИТЬ раньше времени, можно в первом классе столкнуться с двумя проблемами:

1. Ребенку будет скучно на уроках. Он подумает, что все это уже знает, слышал, и, следовательно, не будет слушать.

2. Малыш, которому не дали наиграться, будет и в первом классе играть, превращая карандаши в подводные лодки, а ластики - в машинки.

И та и другая ситуации приведут к тому, что ребенок на уроках не будет слушать, пропустит что-то важное, будет отставать и не успевать.

ВАЖНО!

Выбирая школу, учитывайте особенности своего чада. Если ребенок часто болеющий, неусидчивый, невнимательный, если у него есть нарушения речи, не стоит отдавать его в школу с интенсивным обучением или с углубленным изучением ряда предметов. Выбирайте школу попроще.

По возможности выбирайте учителя, соответствующего вашему ребенку. Именно так! Что значит несоответствующий? Ну, например, ваше чадо медлительное, а учитель быстро говорит, быстро действует и не терпит, когда "тормозят". Вряд ли вашему ребенку будет комфортно. Попробуйте найти учителя более спокойного и более мягкого.

А вы как думаете, в каком возрасте ребенку лучше пойти в школу?