”…И говорим от сердца от всего,
Что не уроним трудовую славу
Своей страны, народа своего”.
На последнем заседании ученого совета Института истории естествознания Академии наук СССР профессор Б. Г. Кузнецов сделал доклад о приоритете М. В. Ломоносова в открытии закона сохранения энергии.
Широко известно, что идея сохранения и превращения движения – основа современной физики – была высказана в середине XVIII века великим русским мыслителем. Но закон сохранения энергии, как более конкретная форма этого общего принципа, приписывается Гельмгольцу и Майеру.
Профессор Б. Г. Кузнецов в своем докладе показал, что важнейшие мысли, изложенные Майером в 1842-1851 гг. были в более четкой и последовательной форме высказаны за сто дет до этого Ломоносовым. В письме его к Эйлеру (1748 г.) и в «Рассуждении о твердости и жидкости тел» (1760 г.) Ломоносов уже высказал те предположения, которые дали повод считать Майера создателем закона сохранения энергии, и применил эти мысли к движению атомов и молекул. Таким образом, Ломоносову принадлежит не только общий принцип сохранения движения и вещества, но и более частная его форма – закон сохранения энергии. По мнению проф. Б. Г. Кузнецова вгзгляды Ломоносова могли быть известны Майеру. В частности, Эйлер излагал взгляды Ломоносова в своих популярных «Письмах немецкой принцессе», которые были широко распространены в Германии.
Сопоставляя содержание «Писем к немецкой принцессе» и работ Ломоносова, докладчик показал, что наиболее прогрессивные идеи книги Эйлера выработаны им под значительным влиянием Ломоносова. В частности, в книге Эйлера содержатся мысли Ломоносова, совпадающие с последующими формулировками Майера.
Можно считать доказанным, что взгляды Ломоносова, зародившие учение об энергии, стали известны западно-европейским ученым XIX века и, в частности, Майеру. Таким образом, исторический анализ ещё раз показывает приоритет русских ученых в величайших естественно-научных открытиях».
("Восточно-Сибирская правда", 1949, № 69 (10, апрель), с. 2)
Что не уроним трудовую славу
Своей страны, народа своего”.
65 лет назад в важнейшие науки вышла с большим отрывом советская история естествознания:
«В Академии наук СССР. Приоритет М. В. Ломоносова в открытии закона сохранения энергии.На последнем заседании ученого совета Института истории естествознания Академии наук СССР профессор Б. Г. Кузнецов сделал доклад о приоритете М. В. Ломоносова в открытии закона сохранения энергии.
Широко известно, что идея сохранения и превращения движения – основа современной физики – была высказана в середине XVIII века великим русским мыслителем. Но закон сохранения энергии, как более конкретная форма этого общего принципа, приписывается Гельмгольцу и Майеру.
Профессор Б. Г. Кузнецов в своем докладе показал, что важнейшие мысли, изложенные Майером в 1842-1851 гг. были в более четкой и последовательной форме высказаны за сто дет до этого Ломоносовым. В письме его к Эйлеру (1748 г.) и в «Рассуждении о твердости и жидкости тел» (1760 г.) Ломоносов уже высказал те предположения, которые дали повод считать Майера создателем закона сохранения энергии, и применил эти мысли к движению атомов и молекул. Таким образом, Ломоносову принадлежит не только общий принцип сохранения движения и вещества, но и более частная его форма – закон сохранения энергии. По мнению проф. Б. Г. Кузнецова вгзгляды Ломоносова могли быть известны Майеру. В частности, Эйлер излагал взгляды Ломоносова в своих популярных «Письмах немецкой принцессе», которые были широко распространены в Германии.
Сопоставляя содержание «Писем к немецкой принцессе» и работ Ломоносова, докладчик показал, что наиболее прогрессивные идеи книги Эйлера выработаны им под значительным влиянием Ломоносова. В частности, в книге Эйлера содержатся мысли Ломоносова, совпадающие с последующими формулировками Майера.
Можно считать доказанным, что взгляды Ломоносова, зародившие учение об энергии, стали известны западно-европейским ученым XIX века и, в частности, Майеру. Таким образом, исторический анализ ещё раз показывает приоритет русских ученых в величайших естественно-научных открытиях».
("Восточно-Сибирская правда", 1949, № 69 (10, апрель), с. 2)