"Если б с лекций да на собрания нас каждый день аккуратнейше не пропирали..."

"... может быть, в самом деле сознание масс
не вертелось в лекале, а шло по спирали."


50 лет назад в СССР шустрый парторг мог забацать лекцию о XXII съезде партии даже на молитвенном собрании:  "Но Надежда Александровна Кожушко не только агроном. Вот уже три года возглавляет она организацию, объединяющую 62 коммуниста. Как она работает на этом посту, об этом, на мой взгляд, убедительно расскажет такой факт.
Существует у нас официально зарегистрированная секта баптистов. Одна из тех сект, которые морально, а порой и физически калечат людей. Но закон есть закон. Церковь в нашей стране отделена от государства, и вмешиваться в дела секты мы не имеем права.
Но Надежде Александровне совесть коммуниста не позволила мириться с тем, что рядом с нами живут люди, как бы невидимой стеной отгороженные от окружающих, от времени. И однажды отправился наш парторг на молитвенное собрание баптистов.
Приняли её там, сами понимаете, не очень дружелюбно: зачем, дескать, с мирским в святой дом?
А она в ответ:
- Хочу ваше учение понять, послушать, про что говорите, о чем мечтаете, за что бога молите. Может не прогоните?
Проповеднику запретить вроде бы неудобно. Сморщился он, как от кислицы, но промолчал. Кончилась проповедь.
Тогда Надежда Александровна и говорит:
- Что ж, очень интересно, никогда прежде ничего подобного слышать не приходилось.
Пресвитер обрадовался.
- Познание неведомого обогащает разум и просветляет душу,- говорит.
- И я так думаю,- отвечает Кожушко.- Но только слышала я, что газет вы не читаете, радио не слушаете, чем народ вокруг живет, не знаете. А раз познание обогащает да просветляет, уж позвольте, и я кое о чем расскажу.
Наверное, впервые члены баптистской секты на своем молитвенном собрании слушали лекцию о международном положении, об освоении космоса, о XXII съезде партии. В этом поступке - вся наша Надежда Александровна. Конечно, может, и не до каждого дошли ее слова, но Антон Резван, Никита Бабич и еще некоторые баптисты начали заметно "оттаивать". ("Крестьянка", 1963, №2, с. 5-6)".