"Привстали, серьезные оба..."

"... - Кури.
- Ну давай, закурю.
- Великое дело, брат, обувь.
- Молчи, я и то говорю".



30 лет назад нога в советской обувке уже была занесена над фирмой "Адидас": 
"День этот директору бендерской обувной фабрики «Флоаре» Софронюку, суливший и так немало хлопот, обрушился на него неожиданной новостью. Едва успел Софронюк войти в свой кабинет, как раздался звонок из Кишинева и его соединили с заместителем министра местной промышленности республики Кудрявцевой. По своему обыкновению Нателла Дмитриевна сразу перешла к сути дела.
– Москва намерена спустить нам дополнительно план на прогулочную обувь с текстильным верхом. Минторг союза на этом настаивает, его завалили письмами с требованием дать торговой сети больше кроссовок. Мы объяснили, что в принципе это возможно, но нежелательно... Пока вопрос висит в воздухе. В общем, надо срочно вылетать в Москву, идти в Госплан. Генерального директора на месте нет, лететь вам, Георгий Иванович... Но учтите, там не любят эмоций, нужны убедительные аргументы...
Разговор с Кудрявцевой расколол привычный круг директорских мыслей – «убедительные аргументы». Почти машинально Софронюк вызвал секретаря, попросил заказать билет на первый завтрашний самолет в Москву. Потом по селектору предупредил начальников отделов и главных специалистов, что День качества, проводимый на фабрике по установившейся традиции ежемесячно, начнется в десять, как обычно. Сейчас девять, у него есть час для того, чтобы собраться с мыслями.
Итак, требования Минторга увеличить выпуск отечественных кроссовок понятны, спрос на них не просто повышенный, он превышает реальные возможности обувной отрасли в несколько раз. Не спасает положения и импорт. Но ведь специалисты предупреждали обувщиков еще несколько лет назад: готовьтесь к кроссовочному «буму», спортивные модели постепенно вытеснят сандалеты, сабо и так далее. Кроме общих тенденций развития молодежной моды, специалисты-модельеры руководствовались простым расчетом: мода отражает дух, если хотите, ритм своего времени. А стремительный этот ритм вносит в молодежную одежду все больше спортивных элементов. Кроссовки, ботусы, вельветы в точности соответствовали характеру грядущей моды. И плюс ко всему отличались практичностью, изяществом, комфортностью. Но одно дело рекомендации модельеров, пожелания, другое – производство с его сложностями перестройки технологии. Словом, когда прогнозы оправдались и спрос на кроссовки достиг своего «пика», обувщики оказались не в состоянии удовлетворить его даже частично.
Молдаванам было проще. Объединение «Флоаре» только создавалось. Создавалось на основах кооперации со старейшим обувным предприятием ГДР «Интра». Сама жизнь подсказала тогда флоаровцам, какую обувь ждут от них потребители. И все-таки рекомендации модельеров, чисто интуитивные догадки самих обувщиков подверглись проверке. Заместитель министра местной промышленности республики Кудрявцева, курирующая тогда еще строящуюся фабрику, провела несколько своеобразных конференций с потенциальными покупателями. Достав несколько пар адидасовской обуви на литьевой подошве, она показала их студентам одного из вузов, а потом молодым рабочим. Их мнение было единодушным: «Такая обувь нужна, и выпускать ее следует как можно больше».
Софронюк тогда работал на «Флоаре» главным механиком, директором рождающейся фирмы был Виктор Дмитриевич Володин, ныне генеральный всего объединения, головным предприятием которого стала обувная фабрика. Если бы не Володин, наверняка все было бы гораздо сложнее. Во-первых, у него какой-то нюх на людей. Он сумел найти именно тех, кто, безоговорочно поверив в будущее «Флоаре», целиком отдал себя делу. Володин не боялся принимать на работу рядовых инженеров и назначать их главными специалистами, начальниками отделов, цехов… Он доверял своей интуиции руководителя. И не ошибался.
Во-вторых, Володин – организатор по натуре, не умеющий топтаться на месте. Он никогда не ограничивается достигнутым, считает, что его прямая обязанность, как и его ближайших помощников, работать на перспективу. «Это возможно при хорошо отлаженном производстве. Наладим за два года, – говорил он, – пойдем дальше». Были и такие, кто в это не верил. Володину предсказывали, что он утонет в мелочах, в текучке. А Виктор Дмитриевич только усмехался и вел свою линию: «Через три года мы завоюем внутренний рынок, но стратегическая задача – выйти на европейский, доказать фирмачам, что мы умеем делать вещи не хуже их. На это потребуется еще три-четыре года».