"Не наказала копытами благая природа нас..."

 "... Чтоб можно было испытывать
Землю - во всякий час;

Чтоб силу ее безбрежную
Впивали мы на ходу,
Ступая в лужицы нежные,
На камни иль в борозду.

Швырните ж обувь! Отриньте!.. Я
Напомню, что этот завет
Блюдет премудрая Индия
Четыре тысячи лет".
 


65 лет назад в СССР историческая отмена партией и правительством карточек поставила новые важные задачи перед работниками торговли:
"Об этой истории следует рассказать поподробнее, с деталями, ибо эти детали довольно откровенно обнажают привычки и нравы некоторых работников прилавка, нарушающих советские законы о торговле. Речь идет о фактах, имевших место 12 января в промтоварном отделе магазина № 9 ОРСа комбината. Подходили часы открытия  магазина. На этот раз предстояло продать значительную партию дамских резиновых бот. Товар был завезен еще накануне выходного дня перед самым закрытием магазина. Заведующая промтоварным отделом Михейчева уже готовилась открыть двери для покупателей, но в это время с запасного хода в магазин неожиданно зашел  общественный контролер Владимир Вахтель. По поручению завкома металлургов он пред'явил свои документы и вежливо попросил: «Разрешите проверить наличие товара, подготовленного к продаже». По пред'явленным товарным фактурам выяснилось, что в магазине должно быть 70 пар резиновых бот. Однако, когда стали пересчитывать наличие товара, оказалось только лишь 60 пар бот, подготовленных к продаже.
— Где же остальные боты?—задает вопрос общественный контролер.
— А я продала их своим сотрудникам,— смущенно призналась Михейчева.
По настоянию контролера обслуживающий персонал магазина вернул недостающие десять пар бот. Но в этот момент соизволила прибыть сама заведующая магазином № 9 Урпина.
— Ничего, я разрешаю продавцам взять по паре бот и беру эту ответственность на себя,—заявила она безапелляционно. И снова десять пар резиновых бот разошлись по рукам за закрытыми дверями магазина. Контролер приступил к составлению акта по поводу этого возмутительного случая. В это время к нему подходит Михейчева и вкрадчиво зашептала: «Ваша жена какой номер галош носит? Можно отложить парочку»...
Но магическое слово на этот раз не возымело воздействия. Акт все же составлялся. И вдруг из магазина стали доноситься дружные крики продавцов: «Пора открывать, время вышло!» Контролер, между тем, потребовал задержать открытие магазина на две-пять минут до оформления акта с тем, чтобы сразу же можно было установить наличие приготовленного к продаже товара. Заведующая Урпина вышла в магазин и открыла двери, покупатели заполнили помещение. Тотчас же в руках продавцов замелькали блестящей лакировкой боты. Заведующая магазином, так сказать, выиграла время для того, чтобы скрыть нарушения правил свободной торговли. Но вот среди покупателей стали раздаваться возмущенные голоса. Оказалось, что продавец Зайцева просто обсчитывала покупателей, продавая пару бот на 20 рублей дороже стоимости. Торговля закончилась. Как известно, часть бот была продана по завышенной цене и все же, когда контролеры Вахтель, Старотукова и Криницына проверили кассу, в выручке нехватило 432 рубля. Дело ясное, часть бот обслуживающий персонал забрал без уплаты денег. Как это произошло?— задает вопрос общественный контролер. Полную ясность внесла зав. промтоварным отделом Михейчева. 

— Заведующая магазином, — пояснила она,—взяла две пары бот, а деньги внести не успела.
Но и в этом случае в кассе был недостаток около 200 рублей. Тогда Михейчева внесла предложение контролерам.
— А вы зайдите, посмотрите, быть может,  завалялись несколько пар бот под прилавком.
Контролеры послушались «доброго совета», а Михейчева, воспользовавшись их  отлучкой, быстро достала 300 рублей и перекинула их в кассу. Когда же жульническая махинация была изобличена, Михейчева фамильярно, по усвоенной привычке, заявила:
— Да ладно уж вам, что тут такого... 

Таковы уже нравы у некоторых торговых работников, они ничего не видят «такого» даже в явном жульничестве. Был составлен второй акт. При этом следует подчеркнуть, что контролеры, делающие большое общественное дело, подвергались со стороны обслуживающего персонала магазина самым грубым оскорблениям. Нет сомнения, что хозяйственные руководители и партийная организация ОРСа примут самые  решительные меры к нарушителям исторического постановления партии и правительства об отмене карточек и о переходе к свободной подлинно культурной советской торговле".